Оперетту Исаака Дунаевского «Белая акация», которая стала триумфальной для нашего города, а песня об Одессе из нее — официальным гимном Южной Пальмиры, называют лебединой песней композитора. Это известный факт: Дунаевский ушел из жизни, не успев поставить «точку». По его наброскам писать музыку закончил К.Молчанов.
Кажется, об истории создания «Белой акации» мы знаем все: на сцене Одесского академического театра музыкальной комедии им. М.Водяного спектакль снова идет с неизменным аншлагом и успехом, театр проводит ставший уже традиционным одноименный фестиваль, посвященный оперетте.
Казалось бы, какие могут быть «белые пятна» в истории создания оперетты-символа города у моря? Но вот прозвучало: 55-летний Исаак Дунаевский, ушедший от нас в 1955 году, покончил жизнь самоубийством. Причина (если очень обобщенно) — его сын связался с плохой компанией «золотой молодежи», крупно проигрался, семья композитора подверглась «прессингу», Дунаевский не выдержал всего этого и застрелился.
Потом стало известно: оказывается, эта версия стала «ходить» по стране сразу же после смерти Дунаевского. И отношение к ней очень неоднозначное. Резко против нее выступает одесский журналист и историк эстрады Александр Галяс.
— Самоубийство Дунаевского — не более, чем сплетня! Я слышал ее в самых разных «вариантах»: сын Дунаевского Евгений был за рулем авто, произошла авария, в результате чего погибла сидящая рядом с ним девушка, ходили слухи и о том, что сын композитора изнасиловал девушку… Но все это давным-давно опровергнуто. Малоприятная «история» с Евгением Дунаевским была, но иная. Но дело даже не в этом. Здоровье Дунаевского было подорвано по многим причинам. Последние годы его жизни, травля композитора в «рамках борьбы с космополитизмом» — все это подробно описывает исследователь жизни и творчества Дунаевского музыковед, коллекционер, композитор и литературовед Наум Шафер в работе «Роковой акт. Как погубили Исаака Дунаевского». В этом материале приводятся письма композитора, другие материалы. Он и в самом деле очень болел. Но при этом никаких «позывов» к самоубийству не ощущается. Я вообще считаю, что и такая живая, такая яркая «Белая акация» не появилась бы на свет, будь у Дунаевского мысли покончить жизнь самоубийством, — уверен Александр Галяс.
Подробно описывая последние годы жизни Исаака Дунаевского в своем большом материале, опубликованном в декабре 1998 года в журнале «Лехаим», Наум Шафер рассказывает: «Нет, он не наложил на себя руки, хотя слухи об этом упорно распространялись, а в израильской прессе распространяются до настоящего времени (даже в солидных справочниках и энциклопедических изданиях). Невольно и мне пришлось оказаться в числе авторов этих слухов. В 1988 году я написал для журнала «Огонек» (№30) статью «Парадокс Дунаевского». Там была фраза, комментирующая фотографию: «Снимок сделан за два месяца до смерти композитора». Редакция (без злого умысла) «уточнила»: «до самоубийства композитора». Пришлось потом объясняться на страницах «Советской культуры» и цитировать собственную книгу «Дунаевский сегодня», где говорится совсем другое… Нет, он не наложил на себя руки, потому что слишком любил жизнь и верил в ее грядущее преображение. Просто Исаак Осипович не выдержал многолетних душевных травм и 25 июля 1955 года внезапно скончался от сильнейшего сердечного спазма».
Но откуда же тогда взялись эти самые упорные слухи о самоубийстве композитора, которые, оказывается, даже вошли в энциклопедические издания?
— На этот вопрос могу лишь, пожалуй, ответить известными словами Пушкина. В одном из писем к Вяземскому он пишет: «Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении». Как же, Дунаевский — такой знаменитый, выдающийся и всеми любимый — и вдруг умирает. А тут еще и история с сыном. Вот и пошла сплетня о самоубийстве! — считает Александр Галяс.
Как же все неоднозначно бывает на свете! Пронизанная светом, счастьем, ароматом цветущей акации, оперетта-символ десятки лет дарит нам веру и надежду, умиляет, веселит и наполняет радостью до самых краев. И при этом — такой трагичный осадок.
А вот это — уже не версии и не слухи. Свой материал об Исааке Дунаевском Наум Шафер заканчивает констатацией факта:
«Некрологов не было ни в «Правде», ни в «Известиях». Они появились в «Литературной газете» и в «Советском искусстве». Никто из членов Политбюро ЦК КПСС, никто из верхушки правительства не подписался под некрологом, в котором шла речь об авторе «Песни о Родине» и «Марша энтузиастов». Вольно или невольно руководители партии и правительства доказали, что они недостойны великих идеалистических песен XX столетия и что эти песни создавались не для них.
…В зале Консерватории 80-летняя мать, склонившись над гробом своего 55-летнего сына, беспрерывно повторяла: «Зачем вы сняли с меня мою корону?» Она хорошо знала, кто были эти «вы»…».
И тут уже — без комментариев…
Напомним,
Несмотря на то, что в некоторых регионах Украины отопительный сезон уже стартовал, в Одесской области,… Read More
Сегодня, в субботу, 18 октября 2025 года, часть Одессы останется без света из-за плановых ремонтных… Read More
С 1934 года Владимир Лихошерстов, педагог из села Заплазы (Одесская область), методично фиксировал на плёнку… Read More
После лишения гражданства мэра Одессы Геннадия Труханова позиции главы Одесского райсовета Виталия Барвиненко заметно ослабли.… Read More
В эти выходные Одесса предлагает множество интересных событий — и все они абсолютно бесплатные. От… Read More
В Измаильском районе Одесской области отцу погибшего воина Андрея Пержу вручили его посмертную награду. Read More