Женский калейдоскоп: от древней амазонки до современной турчанки

Знакомиться с историей зарубежной страны можно не только посещая ее древние архитектурные памятники и места тех или иных событий. Порой еще больше об этом регионе могут рассказать культурные традиции, произведения искусства, обычаи проживающих здесь людей, их песни и танцы и многое другое что передается из поколения в поколение, неразрывной нитью соединяя прошлое и настоящее.

В этом отношении Турция, где на протяжении нескольких тысяч лет сменилось семь цивилизаций, представляет неиссякаемое богатство. В этом убедилась группа журналистов, которая на протяжении десяти дней проехала почти две с половиной тысячи километров от Стамбула до Батуми, посетив 20 больших и малых городов черноморского побережья Турции. Этот регион считается турецкой глубинкой, который только начинает открываться для туристов из зарубежных стран. Именно здесь особенно четко можно видеть, как современные ветры перемен сталкиваются с многовековыми традициями и обычаями прошлой жизни. Облик женщины и ее повседневная жизнь в этом регионе с богатейшей историейяркое тому подтверждение.

 

И в остров камешки бросают

По преданию в районе города Самсун находились древние крепости, откуда совершали свои набеги воинственные амазонки. Об этих событиях сегодня рассказывает скульптурный комплекс с древней воительницей и двумя огромными львами в чреве которых расположены музеи. Здесь всегда много туристов, желающих прикоснуться к древним мифам и легендам. Одна из них связана с небольшим островком у городка Гиресун, на котором также располагался лагерь амазонок.

Местные жители уверены в том, что именно они являются прямыми наследниками женщин-воинов. Объясняют это тем, что флотилии амазонок раз в год совершали ночные набеги на местные поселения и похищали мужчин. С наступлением утра мужчин возвращали обратно на родной берег. А через девять месяцев был еще один амазонский десант, но уже с новорожденными мальчиками. Как они далее распределялись в семьях похищенных мужчин – история умалчивает. Девочек амазонки оставляли для пополнения своих рядов.

Как правило, к этому процессу «похищения» мужчины относились без сопротивления, одобрительно, тогда как их жены выступали категорично против. Чтобы выразить свой протест они даже отправлялись на лодках к островной цитадели, чтобы на безопасном расстоянии бросить в ту сторону камень и осыпать похитительниц руганью и бранью.

Много веков прошло с того времени. Но традиция женского «марша протеста» осталась. Раз в год в конце мая в рамках местного фестиваля изобилия проходит плавание вокруг острова и бросание в него камней. Считается, что тот кто добросит до него камень, обязательно добъется исполнения желания.

 

Затворницы гаремов, городов и сел

Была своя закономерность в том что после нашего знакомства с историей амазонок мы отправились в Амасью, которая по свидетельству отца географии и уроженца этих мест Страбона, была основана королевой амазонок Амазис. Со свежими впечатлениями от знакомства с древними воительницами экскурсия по средневековому турецкому дому с демонстрацией быта турецких женщин того периода выглядела как полярная противоположность жизни свободолюбивых амазонок.

Женская половина дома отделена от мужской части. На окнах решетки и шторы. Даже на своей половине женщина должна быть закутана как кокон. Остается открытой лишь лицо, которое она еще имеет право показывать дома ближайшим родственникам: мужу, отцу, братьям. По информации нашего экскурсовода в серьезную проблему превращался выход на улицу. Турчанка была обязана закутаться в длинное черное покрывало закрывающее голову и часть лица, оставляя только узкую полоску для глаз. Причем сопровождать ее могли только евнухи, даже собственные мужья не рисковали на эту прогулку, не желая конфликтов с полицией нравов. Те долго не разбирались: посторонний мужчина идет рядом или близкий родственник.

В мечети города Костмону мы обратили внимание на то, что после молитвы из нее вышли многие десятки мужчин. Среди них не было ни одной женщины.

— Женщины в турецкой глубинке по традиции больше занимаются домашним хозяйством рассказал нам местный имам.- И дневную молитву совершают дома. Но в каждой мечете есть места специально для женщин. Эти площадки для молитв на некотором возвышении сделаны для того, чтобы женские фигуры на коленях, склоняющие в поклоне, не отвлекали мужчин от греховных мыслей. С другой стороны, еще пару сотен лет назад многие мусульманские богословы считали, что женщины не имеют души и созданы для того, чтобы уже в загробном мире под видом юных дев-гурий услаждать праведников попавших в рай… А на бытовом уровне мусульманка по исламским законам должна быть покорной мужу- своему земному властелину.

О каких-либо женских протестах в тот период никакой информации не было. Но под спудами мужской тирании была и любовь, которая способна преодолеть любые препятствия. Об этом рассказывает и древняя легенда про любовь архитектора Фархада и принцессы Ширин, скульптурная композиция в честь которых установлена на центральной аллее в Амасье.

 

Ветер перемен

Освобождение женщин от мужской тирании и законов шариата принес в 1919 году основатель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. Скульптурная композиция, повествующая об освободительной борьбе турецкого народа за свою независимость в значительной степени отражает роль турецкой женщины в этом процессе. Впереди этой группы женщина с винтовой, а за ней быки с телегой, на которой находятся снаряды. Сверху на них сидит маленькая девочка. На заднем фоне Ататюрк со своими соратниками и бойцами. По словам нашего гида Байрама Гюнея эта композиция создана на основе реальных событий и повествует об эпизоде доставки оружия и медикаментов из порта Инеболу в Анкару. На этом маршруте Кастамону был главным стратегическим пунктом и отличался патриотическим потенциалом местного населения. Героиня композиции по имени Шерифе Баджь во время зимней стужи накрыла снаряды своей верхней одеждой, чтобы они не отсырели. Задание было выполнено, но в результате переохлаждения Шерифе погибла.

 

И ПРОШЛО ПОЧТИ СТО ЛЕТ после начала действий реформ Ататюрка

Когда путешествуешь в районе Антальи, Стамбула и других крупных городов, то людской поток не очень отличается от европейских улиц: женщины в чадре встречаются редко. В Стамбуле, конечно, почаще. Но там хиджаб на девушке в короткой юбке воспринимается скорее, как часть турецкой моды, а не как следование религиозным традициями.

В городах и селах черноморского побережья фигуры в черных одеяниях составляют большинство. Многие из них еще и носят платок никаб, который оставляет на лице только узкую прорезь для глаз. До 2012 года носить хиджаб было запрещено законами Аттатюка.

В одном из кафе мы поговорили на эту тему с молодыми и дружелюбными официантами. Выяснилось, что это студенты, которые периодически подрабатывают в общепите. По их словам ношение хиджаба добровольно. После того, как президентом стал Эрдаган былые запреты были отменены и сейчас религиозная символика в одежде стала входить в моду.Сейчас этот головной убор носят даже в институтах.

Церковь как бы и отделена от государства, но процесс исламинизации страны, судя даже по внешним признакам, начинает набирать обороты. Пять лет назад турецкий Парламент одобрил законопроект, предусматривающий преподавание Корана, Сунны пророка Мухаммада,а также арабского языка, как факультативных предметов в начальной и средней школе. И это особенно чувствуется в небольших городах и селах, когда проезжаешь мимо местных школ. Большинство девочек в одинаковой школьной форме и в хиджабах.

Возращение к мусульманским традициям в наше время накладывается на современные черты повседневной жизни. Непривычно было видеть на пляже любительниц морских ванн в купальниках, которые закрывают тело от шеи до щиколоток. Специально для мусульманок изобрели для купальников такую ткань, которая пропускает солнечные лучи и позволяет загорать, не оголяясь.

Прошедшие почти за век перемены, на мой взгляд, довольно мало затронули отношение мужчин к своим женщинам, особенно в глубинке. В одном из ресторанов Синопа мы хотели взять интервью у прекрасной танцовщицы с оголенным животом, выступавшей на авансцене. Наш гид Байрам Гюнейпорекомендовал нам этого не делать и вообще мужчинам, особенно иностранным, лучше не знакомиться с турецкими женщинами. Могут возникнуть большие проблемы с ее родственниками. Патриархальные нравы продолжают доминировать вдали от больших городов.

После этого ликбеза о исламских обычаях мы уже по другому обращали внимание на некоторые супружеские пары на улицах. Мужчина, как правило, идет немного впереди с независимым выражением лица. Жена с покорностью следует позади него. Если муж встречает друга и возникает разговор, то она останавливается на некотором расстоянии, совершенно не обозначая своей родственной принадлежности.

В городке Герели мы случайно попали на традиционный праздник Хоро и увидели хоровод состоящий только из одних мужчин. Как нам сказали у женщин тоже есть свой танец, но он исполняется отдельно от мужчин.

Чувство собственного превосходства по отношению к женщине продолжает быть доминирующей чертой в поведении турецких мужчин.

 

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ ПО ИСЛАМСКИ…

На мой взгляд, эти многовековые традиции в какой-то степени культивируют сами турецкие женщины, постоянно подчеркивая превосходство мужчины и его главенствующую роль в семье и обществе. Силу и популярность мусульманских традиций мы почувствовали не только во время бесед с имами, но еще явственнее в ходе случайной встречи на набережной Амасии. Наше внимание привлек мальчик лет 6-7 одетый в праздничный белоснежный костюм, сидевший на садовой скамейке вместе с двумя женщинами. Некоторые прохожие подходили к ним и, как выяснилось позднее, поздравляли эту семью.

Вначале мы подумали, что у этого очаровательного мальчика – день рождения. Но оказалось, что у юного турка был праздник, может один из самых главных в жизни. Сегодня ему сделали обрезание. Тем самым, он как бы прошел своеобразную инаугурацию на право стать мусульманином, первым из которых был пророк Мухаммад. По взгляду матери на сына можно было представить, как гордилась она своим сыном, какую радость принес он всей семье, став полновесной частью своего народа, продолжив заветы и традиции предков.

Турецкого мужчину в отличии от европейского навряд ли можно упрекнуть в мягкотелости, в желании переложить главные заботы по обеспечению и сохранению своей семьи на плечи жены. У моих друзей и знакомых турков всегда чувствуется этот характерный стержень, желание повелевать своей избранницей. И как правило, большинству наших женщин это нравится. Есть закономерность в том, что количество браков между славянками и турками с каждым годом увеличивается. Как признавались некоторые из них они наконец-то получили возможность «почувствовать себя слабой».

Но нередко встречаются и наши соотечественницы, которые с годами разводились, не выдерживая восточный характер своего мужа. Наверное, золотая середина отношений в паре находится где-то между европейским феминизмом и исламскими традициями, когда мужчина занимает свою доминирующую позицию, а женщина символизирует дающее начало, поддерживая своего избранника энергией и любовью.

Александр ФЕДОРОВ,
член Международной федерации журналистов.

 Стамбул — Сафранболу — Кастамону — Амасья — Трабзон — Самсун — Батуми

Александр Федоров

Share

Recent Posts

  • Новости партнеров

Шинный калькулятор: как определить, подойдет ли вам новый размер колес?

При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More

2024-11-22
  • Новости

Прогноз погоды на субботу, 23 ноября: штормовое предупреждение

В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе установят 11 новых мобильных укрытий

В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More

2024-11-22
  • Новости

Италия поможет восстановить разрушенную инфраструктуру Одесской области

Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More

2024-11-22
  • Общество
  • Статьи

Маленькая история о больших сердцах: как учительница из Херсона и ее ученики приближают победу

Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одесской области зафиксирована опасная инфекция

Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More

2024-11-22