Знакомиться с историей зарубежной страны можно не только посещая ее древние архитектурные памятники и места тех или иных событий. Порой еще больше об этом регионе могут рассказать культурные традиции, произведения искусства, обычаи проживающих здесь людей, их песни и танцы и многое другое что передается из поколения в поколение, неразрывной нитью соединяя прошлое и настоящее.
В этом отношении Турция, где на протяжении нескольких тысяч лет сменилось семь цивилизаций, представляет неиссякаемое богатство. В этом убедилась группа журналистов, которая на протяжении десяти дней проехала почти две с половиной тысячи километров от Стамбула до Батуми, посетив 20 больших и малых городов черноморского побережья Турции. Этот регион считается турецкой глубинкой, который только начинает открываться для туристов из зарубежных стран. Именно здесь особенно четко можно видеть, как современные ветры перемен сталкиваются с многовековыми традициями и обычаями прошлой жизни. Облик женщины и ее повседневная жизнь в этом регионе с богатейшей историейяркое тому подтверждение.
По преданию в районе города Самсун находились древние крепости, откуда совершали свои набеги воинственные амазонки. Об этих событиях сегодня рассказывает скульптурный комплекс с древней воительницей и двумя огромными львами в чреве которых расположены музеи. Здесь всегда много туристов, желающих прикоснуться к древним мифам и легендам. Одна из них связана с небольшим островком у городка Гиресун, на котором также располагался лагерь амазонок.
Как правило, к этому процессу «похищения» мужчины относились без сопротивления, одобрительно, тогда как их жены выступали категорично против. Чтобы выразить свой протест они даже отправлялись на лодках к островной цитадели, чтобы на безопасном расстоянии бросить в ту сторону камень и осыпать похитительниц руганью и бранью.
Много веков прошло с того времени. Но традиция женского «марша протеста» осталась. Раз в год в конце мая в рамках местного фестиваля изобилия проходит плавание вокруг острова и бросание в него камней. Считается, что тот кто добросит до него камень, обязательно добъется исполнения желания.
Была своя закономерность в том что после нашего знакомства с историей амазонок мы отправились в Амасью, которая по свидетельству отца географии и уроженца этих мест Страбона, была основана королевой амазонок Амазис. Со свежими впечатлениями от знакомства с древними воительницами экскурсия по средневековому турецкому дому с демонстрацией быта турецких женщин того периода выглядела как полярная противоположность жизни свободолюбивых амазонок.
В мечети города Костмону мы обратили внимание на то, что после молитвы из нее вышли многие десятки мужчин. Среди них не было ни одной женщины.
— Женщины в турецкой глубинке по традиции больше занимаются домашним хозяйством рассказал нам местный имам.- И дневную молитву совершают дома. Но в каждой мечете есть места специально для женщин. Эти площадки для молитв на некотором возвышении сделаны для того, чтобы женские фигуры на коленях, склоняющие в поклоне, не отвлекали мужчин от греховных мыслей. С другой стороны, еще пару сотен лет назад многие мусульманские богословы считали, что женщины не имеют души и созданы для того, чтобы уже в загробном мире под видом юных дев-гурий услаждать праведников попавших в рай… А на бытовом уровне мусульманка по исламским законам должна быть покорной мужу- своему земному властелину.
Когда путешествуешь в районе Антальи, Стамбула и других крупных городов, то людской поток не очень отличается от европейских улиц: женщины в чадре встречаются редко. В Стамбуле, конечно, почаще. Но там хиджаб на девушке в короткой юбке воспринимается скорее, как часть турецкой моды, а не как следование религиозным традициями.
В городах и селах черноморского побережья фигуры в черных одеяниях составляют большинство. Многие из них еще и носят платок никаб, который оставляет на лице только узкую прорезь для глаз. До 2012 года носить хиджаб было запрещено законами Аттатюка.
Церковь как бы и отделена от государства, но процесс исламинизации страны, судя даже по внешним признакам, начинает набирать обороты. Пять лет назад турецкий Парламент одобрил законопроект, предусматривающий преподавание Корана, Сунны пророка Мухаммада,а также арабского языка, как факультативных предметов в начальной и средней школе. И это особенно чувствуется в небольших городах и селах, когда проезжаешь мимо местных школ. Большинство девочек в одинаковой школьной форме и в хиджабах.
После этого ликбеза о исламских обычаях мы уже по другому обращали внимание на некоторые супружеские пары на улицах. Мужчина, как правило, идет немного впереди с независимым выражением лица. Жена с покорностью следует позади него. Если муж встречает друга и возникает разговор, то она останавливается на некотором расстоянии, совершенно не обозначая своей родственной принадлежности.
В городке Герели мы случайно попали на традиционный праздник Хоро и увидели хоровод состоящий только из одних мужчин. Как нам сказали у женщин тоже есть свой танец, но он исполняется отдельно от мужчин.
Чувство собственного превосходства по отношению к женщине продолжает быть доминирующей чертой в поведении турецких мужчин.
На мой взгляд, эти многовековые традиции в какой-то степени культивируют сами турецкие женщины, постоянно подчеркивая превосходство мужчины и его главенствующую роль в семье и обществе. Силу и популярность мусульманских традиций мы почувствовали не только во время бесед с имами, но еще явственнее в ходе случайной встречи на набережной Амасии. Наше внимание привлек мальчик лет 6-7 одетый в праздничный белоснежный костюм, сидевший на садовой скамейке вместе с двумя женщинами. Некоторые прохожие подходили к ним и, как выяснилось позднее, поздравляли эту семью.
Турецкого мужчину в отличии от европейского навряд ли можно упрекнуть в мягкотелости, в желании переложить главные заботы по обеспечению и сохранению своей семьи на плечи жены. У моих друзей и знакомых турков всегда чувствуется этот характерный стержень, желание повелевать своей избранницей. И как правило, большинству наших женщин это нравится. Есть закономерность в том, что количество браков между славянками и турками с каждым годом увеличивается. Как признавались некоторые из них они наконец-то получили возможность «почувствовать себя слабой».
Но нередко встречаются и наши соотечественницы, которые с годами разводились, не выдерживая восточный характер своего мужа. Наверное, золотая середина отношений в паре находится где-то между европейским феминизмом и исламскими традициями, когда мужчина занимает свою доминирующую позицию, а женщина символизирует дающее начало, поддерживая своего избранника энергией и любовью.
Александр ФЕДОРОВ,
член Международной федерации журналистов.
Стамбул — Сафранболу — Кастамону — Амасья — Трабзон — Самсун — Батуми
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More