У Сергея Довлатова есть прекраснейший рассказ «Когда-то мы жили в горах». Он повествует о том, что все мы хоть и перебрались в городские многоквартирные дома, но во многих чертах характера остались все теми, же людьми природы. Сегодняшняя Одесса могла бы также стать иллюстрацией к этому литературному произведению. В городе мы не имеем больших участков земли и не держим домашний скот, не храним в кладовых запасов продуктов на полгода, не ловим рыбу в море, чтобы прокормить семью. Однако всегда хотим иметь свежие и вкусные продукты на столе. Поэтому мы стремимся делать покупки в тех магазинах, которые вполне могли бы заменить нам старые домашние кладовые наших предков, в которых запасы хранились круглый год.
Не удивительно, что наибольшим спросом и уважением у нас пользуются продуктовые торговые сети, имеющие авторитет и заслужившие доброе имя. Ярким примером такого предприятия является компания «АТБ», магазины которой теперь так часто можно встретить в Одессе. Эта крупнейшая и наиболее динамично развивающаяся сеть Украины привлекает миллионы наших соотечественников по всей стране. Чтобы завоевать сегодняшнее доверие покупателей понадобились годы честной и упорной работы.
«История нашей сети насчитывает более 20 лет. Мы стали первыми представителями украинской торговли, совершившими качественный рывок вперед, превратив советское торговое наследие в уникальный современный формат, достойный европейского уровня», – рассказывает Наталья Шаповалова, заместитель генерального директора ООО «АТБ-маркет». Напомним, что именно эта компания уже в 2000-х годах первой в Украине внедрила новую систему самообслуживания в формате «дискаунтер». Тогда не все понимали значение этого слова. Речь идет о магазинах с достаточным ассортиментом продукции, которая реализуется обычным покупателям по оптовой цене. О низкой стоимости товаров в «АТБ» знает каждый, поэтому расскажем об ассортименте, а также объясним, почему сеть может предлагать потребителям качественные товары по доступным ценам. Сейчас ассортимент магазинов сети составляет более 3500 наименований, из которых больше 800 позиций представлены собственными торговыми марками. Это бренды, которые есть в продаже только в «АТБ». Их производят либо на собственных пищевых предприятиях холдинга (это несколько производств), либо на заказ на известных заводах. Таким товарам не нужны реклама и продвижение. Кроме того, компания экономит на логистических расходах и не «накручивает наценки», чем иногда грешат другие магазины (а в «АТБ» в этом нет смысла, так как сеть реализует свой товар). В итоге себестоимость продуктов собственных торговых марок значительно ниже среднерыночной, а качество не уступает качеству товаров известных брендов.
Как видим, магазины «АТБ» – это уникальный национальный дискаунтер, основанный на европейском опыте, с европейским подходом к контролю качества продукции и обслуживанию покупателей. Но успех развития магазинов сети обусловлен не только удачным форматом и разумным подходом к ценовой политике, но и грамотным использованием основ управления бизнесом, полностью стандартизированным для всех торговых точек по всей стране. А их, следует заметить, не так уж и мало. Сегодня в сети «АТБ» насчитывается 871 магазин в 221 городе 21 области Украины. «Для нас огромное значение имеет высокое качество продукции и уровень обслуживания. Однако не меньше внимания мы уделяем комфорту наших покупателей, стараясь обеспечить удобное для них расположение магазинов», – отмечает Оксана Молодцеватая, директор службы управления регионами ООО «АТБ-маркет». По ее словам, поддержка работоспособности столь масштабной компании – дело непростое. Потребители, посещая магазин, видят только охранников, кассиров, работников зала, консультантов. Но это лишь малая часть большого коллектива, обслуживающего каждую торговую точку. Всего в «АТБ» сегодня работает более 40 тыс. человек. Если соотнести эту цифру с количеством магазинов, получится, что каждую торговую точку обслуживает более чем 40 сотрудников: водители, грузчики, руководители подразделений, бухгалтеры, контролеры качества товаров, работники распределительных центров и лабораторий, лекторы учебного центра компании и многие другие. Именно они являются основой успешной работы, как конкретного магазина, так и всей корпорации. Это большой и дружный коллектив единомышленников, работающих на благо соотечественников.
Люди это чувствуют и ценят. Судите сами – в 2016 году товарооборот сети составил 58,5 млрд. грн. По результатам проведенных исследований, ежедневно в «АТБ» делают покупки более 3 млн. украинцев. Для них сеть давно стала современной версией уютной и надежной домашней кладовой, потому что продукты здесь безопасные и полезные, люди уверены в их качестве, цены доступные. А это же удовольствие для всей семьи – от мала до велика! Без сомнения, можно смело сказать, что это действительно домашний магазин. Этот статус подтвержден доверием миллионов наших соотечественников по всей стране.
Неля Литвин