Маяк — один из самых узнаваемых символов Одессы. Это древнее средство морской навигации не только помогает мореплавателям безопасно зайти в бухту, но и часто используется в массовой культуре, как наглядный художественный образ света, надежды и даже одиночества. В нашем городе самый известный маяк — Воронцовский. Однако в одесских архивах до сих пор можно найти много интересного о его предшественниках.
Строительством маяка руководил французский военный инженер Жюст Гаюи. Высота построенного им сооружения составляла 201 фут или почти 61 метр. А на случай туманной погоды, маяк оборудовали паровой сиреной системы Сан-Галли. Построенный маяк на протяжении века использовали для ориентации судов на дальних подходах к Одессе. И все бы ничего, но из-за оползней маяк решили переместить. В 1901 году, чуть дальше – в глубь плато, установили новый маяк французского производства. Более высокий и современный. А старый разобрали в 1920-х годах.
В середине 1830-х годов появился первый деревянный портовый маяк. Он был установлен на обрыве Александровского парка (ныне – парк имени Т.Г. Шевченко). И назван он был, в память о первом одесском градоначальнике – Ришельевским. К сожалению, информации об этом сооружении осталось немного. Известно лишь то, что он очень быстро обветшал. А в процессе наращивания Карантинного мола изменилось положение судового хода, из-за чего ряд входящих в порт кораблей садился на подводные элементы конструкции мола. Поэтому, новый маяк решили строить на территории порта.
Первый Воронцовский маяк построили в 1863 году на том же Карантинном молу. Сделан он был уже из чугуна и камней, но его высота была такой же, как и у его предшественника – 9 метров. Торжественное открытие маяка было приурочили к открытию памятника Воронцову на Соборной площади. Так, горожане стали называть маяк Воронцовским. Но в 1898 году, его демонтировали и отправили к мысу Сарыч в Крыму. Там он до сих пор он несет свою службу.
С развитием порта, в 1888 году на оконечности Рейдового мола построили второй Воронцовский маяк. Это была чугунная белая башня высотой — 17 метров. Ее оборудовали французским светооптическим аппаратом системы «Френеля», который испускал красный луч света на расстояние более 25 километров. Этот маяк проработал 53 года. В августе 1941 года началась оборона Одессы. И уже 15 сентября 1941 года, маяк взорвали советские военные, так как он был очень заметным ориентиром для авиации и артиллерии противника. А после освобождения города, на его месте установили деревянную мачту с ацетиленовым фонарем.
И только в 1955 году появился, хорошо нам знакомый, третий Воронцовский маяк. Белую башню с красным фонарем сделали на Кронштадтском судоремонтном заводе. Ее высота — 26 метров. А свет от установленного на ней фонаря видно на расстоянии 15 миль.
Многие считаю, что этот маяк — отличительная изюминка Одессы. Так называемая, «фишка» города. Но Воронцовский маяк — это типовой пример советского проекта маяка. Подобные маяки можно увидеть на территории всего пост-советского пространства.
Маяки которые сегодня используют, сильно отличаются от тех, что были раньше. И, несмотря на современные высокотехнологичные спутниковые системы навигации, маяки остаются востребованным орудием мореплавателей. А на примере Одессы, мы знаем, что маяк может стать величественной достопримечательностью города. Маяку — светить!
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More
1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More
В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More
Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More