О зонировании
М.М.: Проект зонирования разрушил даже те слабые оковы, которые на наших управленцев в области архитектуры налагал Генеральный план. Сейчас нет никакой ясности в том, что касается дальнейших планов мэрии и управления архитектуры. Известно, что зонинг будет дорабатываться, но какие именно изменения будут внесены, никто не знает. Поэтому представители различных общественных организаций требуют создания согласительной комиссии, которая позволит урегулировать сложные моменты и привести проект в нормальный вид.
Ю.Н.: Дело в том, что те документы по зонированию, которые были представлены Градсоветом, совершенно неприемлемы. Проект зонинга не соответствует действующему законодательству, а самое главное — он не отвечает интересам одесситов.
М. М.: В проекте множество локальных проблем:
Кроме того, есть несколько базовых моментов, которые люди не всегда осознают, хотя стоило бы. В первую очередь, это вопросы сохранения в аутентичном виде исторического центра города и экологической безопасности побережья.
О старой Одессе
Ю.Н.: Одесса — один из немногих городов в стране, где сохранился в целости исторический центр. Конечно, он уже сильно подпорчен, но, тем не менее, здесь есть что охранять. С этой целью в 2008 году был утвержден историко-архитектурный опорный план, который определил охранный статус для двух исторических ареалов — центра города и Французского бульвара. Он предполагает абсолютно одинаковые режимы сбережения, использования и охраны этих ареалов. К слову, опорный план был подтвержден постановлением Министерства культуры и включен в качестве составной части в Генплан.
Тем не менее, положения опорного плана полностью проигнорировали разработчики зонинга. Вместо этого они выделили небольшой кусочек центра, который мы знаем под названием Старая Одесса и только на этом маленьком пятачке будут выполнять положение Генплана и постановление министерства в полном объеме. А на всех остальных территориях ареалов будут охраняться только памятники.
О высотках
М.М.: Строить высотки в центре города запрещено законом. В районе Французского бульвара люди хотят сохранить зеленые зоны. Но даже без этого у высотной застройки очень много минусов. У нас земельные участки сейчас примерно на 90% осваиваются под жилье причем с превышением по плотности в три-четыре раза. У такого жилого дома не будет нормального двора, нормальной придомовой территории со всем необходимым (озеленение, лавочки и т. д.), не будет места для школы, детского садика, торговых точек. Плюс проблемы с транспортом, с канализацией, с электрическими сетями. Все дома сейчас строятся 24-этажными, и все это «садится» на инфраструктуру района. Поэтому новое гигантское строительство в Одессе — это всегда плохо.
Для того, чтобы такого не было, во-первых, нужно строить дома меньших габаритов. Во-вторых, чтобы город развивался и застройка шла не хаотично, нужно создавать новые жилые массивы — например, реконструировать промзону, строить в районах жилмассивов Котовского и Таирова. В-третьих, нужно строить кварталами, чтобы сразу строились школы, детские сады, больницы и торговые точки.
О том, что уже построено
Ю.Н.: К тем незаконным объектам, которые уже построены, в каждом случае нужно относится по-разному. Мы должны формировать удобное для себя пространство. С каким-то объектом возможно, правильнее будет согласиться, а какой-то — правильнее будет снести. Нужно оценивать, насколько тот или иной объект полезен и насколько вреден.
М.М.: Например, «убрать» высотность не помешало бы у всех новых объектов в центре города, которые превышают ограничения, установленные опорным планом. А на склонах и в зеленых зонах следовало бы просто снести все вместе с фундаментом.
О градсовете
М.М.: На заседаниях градсовета присутствуют руководители профильных коммунальных предприятий и управлений, главные архитекторы районов. Но те, кто принимают решения, — это все архитекторы. По положению о Градсовете и Закону Украины «О регулировании градостроительной деятельности» там должны заседать люди с профильным образованием, архитекторы.
Ю.Н.: В результате совет превращается в клуб, где архитекторы по очереди представляют свои проекты и хвалят друг друга.
М.М.: Архитекторы нужны, чтобы город развивался не только правильно, но и эстетично. В то же время присущее им мышление объектами и конкретными пространствами мешает развивать город как единую систему. С этим лучше смогут разобраться логистики и специалисты по транспорту и коммунальному хозяйству, а также социологи, экологи, экономисты. Все они должны быть представлены в градсовете.
Наконец, в Градсовете должна быть представлена сторона потребителя, который должен сказать свое слово. А вообще, строительные нормы и стандарты должны переписываться каждые десять лет. Поколения меняются и меняются приоритеты — десять лет назад людям нужны были машины, а сейчас им нужны парки и зелень.
СПРАВКА ОЖ. План зонирования (зонинг) — следующий этап разработки градостроительной документации после Генерального плана развития города. В Генплане определяются перспективы развития города на достаточно долгий срок. План зонирования выполняется по готовому Генплану и призван уточнить его. Именно зонинг определяет, где и что можно и что нельзя строить. Учитывая, что Генплан может никогда и не быть воплощен в жизнь, зонинг более важен как для горожан, так и для строителей — поскольку он влияет на текущее градостроительство.
— Противников застройки часто обвиняют в том, что они протестуют по любому поводу и не несут конструктива. Однако никто не протестует ради протеста, а на митинги люди выходят тогда, когда все остальные методы не действуют. Сначала люди начинают слать письма, им пишут отписки и они понимают, что никто ни за что не несет ответственности. Тогда люди выходят на митинги, даже те, кто никогда ни на какие митинги не ходил — потому что это касается их конкретно.
Акции противников застройки не всегда многочисленные, тем не менее, это не означает, что тема не волнует одесситов. Если из десяти недовольных на митинг придет один, это хороший результат: одни просто заняты в этот день, другие — не верят, что что-то удастся изменить. 200-300 человек — это очень серьезный митинг. Если в Аркадии на 5-6 тыс. населения на митинг вышли 30 человек — это показывает, что уровень недовольства очень высок.
— Город должен развиваться в том смысле, что жизнь людей должна становится комфортнее. Если для этого нужно строить дома — значит, нужно строить дома. Но, если для этого нужно строить детские садики — то нужно строить детские садики, а не дома. В городе должна проводится градостроительная политика, должен быть набор правил, регулирующих застройку. Инвестор должен вкладывать деньги в строительство того, что нужно в этом конкретном месте. Если его это не устраивает и он хочет строить что-то другое, городские власти должны предложить ему другое место, где нужно именно то, что он хочет. А на сегодняшний день все не так. Естественно, что люди, которые вкладывают деньги в строительство, исходят из соображений максимальной прибыли для себя и не учитывают интересы города. Но когда интересы города не учитывают чиновники — тогда речь идет о коррупции.
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More