Театры с приставкой «кино-»
И, не сговариваясь, одесситы бросились открывать кинотеатры. Тут сразу проявилась одесская находчивость: вместо привычного тогда названия «синематограф» в Одессе появилось непривычное «театр-иллюзион». Так в историю кинопроката вошли одесские иллюзионы «Одеон», «Бомонд», «Фурор», «Идеал», «Гигант» (на целых 37 мест). А в записные книжки Ильи Ильфа попал иллюзион «Слон» на Мясоедовской.
На это мгновенно отреагировала одесская пресса, не потому что в кино видела большое будущее, а потому что в рекламе кино видела большие заработки. В газетах замелькали броские слоганы: «Большой фурор», «Царство грёз», «Жизнь на полотне» и даже «Чудо ХХ века». Это последнее — по поводу открытия иллюзиона «Двадцатый век», название которого было для форсу написано римскими цифрами. Одесские пацаны, как отмечают историки, по-своему расшифровали римское «ХХ» и стали требовать у родителей: «Мама, дай 10 копеек на Ха-Ха век».
Не жанром единым
Особо ценились ленты так называемых «смешанных жанров». Таким был короткий, но потрясающий фильм «Выход учащихся гимназии № 3 после занятий на улицу» (зрелище, скажем прямо, не для слабонервных). Фильм «После занятий» имел ошеломительный успех. Причём зал заполняли в основном родители тех учащихся. Родителям было интересно, чем занимаются их дети после занятий. Так вот, в историю кинематографа та лента вошла как первый боевик, первый криминал, первая жёсткая эротика и вообще первый фильм ужасов. А ведь снимались ещё непрофессиональные киноартисты — простые одесские гимназисты.
Зрители легко ориентировались в жанрах. Если на экране герой падал и разбивал нос, ломал ногу, но ещё лучше, получал ожоги 2-й степени — это была комедия. Если герой забывал в пивной кошелёк, но ещё лучше, забывал в трамвае парализованную бабушку, инвалида 2-й группы — это была мелодрама. Но выше всего котировались трагедии — это когда жена изменяла мужу с гусаром, но ещё лучше, с целым гусарским полком, и муж решался на крайний поступок: кухонным ножом зарезать жену, а затем и себя, но выяснялось, что кухарка отдала нож точильщику. Дамы в зале просто заливались слезами.
Одесситы внесли свой весомый вклад и в рекламную составляющую кинопроизводства. Они профессионально разъяснили человечеству, как по афише можно узнать хороший фильм или плохой.
Так, если на афише человек с пистолетом душит женщину — значит фильм хороший, а человек плохой.
Если на афише женщина душит человека с пистолетом — значит фильм хороший, а пистолет плохой.
И, наконец, если на афише женщина с пистолетом душит человека — значит фильм плохой, женщина плохая, пистолет плохой. Главное, чтобы человек был хороший.
Звук заказывали? Получите!
Для этого в комнатушке, громко названной «кинотеатром», за натянутой простынёй, широким жестом пожертвованной мадам Валиадис в качестве экрана, было выделено узкое пространство, в котором происходили удивительные вещи. Специально нанятый за 50 копеек мальчик дул в свисток, лаял, мяукал, бил в колокол, разбивал тарелки, топал ногами, как несметная толпа, и кричал дурным голосом: «Держите вора!». Ясное дело, что это всё в нужные по сюжету фильма моменты. Конечно, к мадам Валиадис зритель повалил валом, ибо одесситы всегда высоко ценили (конкретно: на 10 копеек выше, чем у конкурентов мадам) новаторство и изобретательность.
Но хозяйка «Биоскопа Реалитэ» не долго снимала сливки. Конкуренты поняли, что бить тарелки дело нехитрое, и пошли дальше.
Вагон-иллюзион
На знаменитой Одесской промышленной выставке 1910 года, проходившей в Александровском парке, был открыт невиданный доселе вагон-иллюзион. Это был обыкновенный с виду вагон, в котором демонстрировались видовые фильмы, создавая у зрителей необыкновенную иллюзию путешествия.
Для полноты эффекта в вагоне всегда были хамовитые проводники, холодный чай и влажные постели. Да и сами зрители, отправляясь в вагон-иллюзион, обычно брали с собой выпить-закусить, а на остановках между сеансами бабки подносили прямо к вагону солёные огурчики и горячую картошечку.
Эффектно была придумана и конструкция пола вагона. Во время киносеанса его постоянно трясло, что усиливало иллюзию движения. Достигалось это с помощью двух специально нанятых и специально напоенных местных механиков. Эффект тряски был настолько естественным, что зрители не могли сориентироваться: тошнит их от содержания ленты или от новаторского эффекта?
Но однажды в вагон-иллюзион вовремя не подвезли очередную видовую ленту. А поскольку зрители уже заплатили и требовали зрелища, то вагон решили пустить вниз по склону в парке, авось зрители не разберутся, что за виды мелькают мимо. Короче, вагон разогнали и отпустили! Впечатление было потрясающее. Потому что если вначале спуска вагон превратился в первый в мире скорый поезд, то к концу — уже в первый пассажирский самолёт. Ну, а оказавшись в море — и в первую субмарину.
Вся Одесса завидовала тем, кто оказался тогда в вагоне. Хотя маршрут его до сих пор остаётся загадкой, но некоторые из зрителей-пассажиров всплыли потом под Нью-Йорком, Хайфой или Сиднеем. А один вообще всплыл за 500 километров от моря в горном штате Невада, недалеко от Лас-Вегаса.
Многие из того вагона-иллюзиона до сих пор шлют посылки в Одессу, не забывая город, из которого они так необычно выехали благодаря волшебной силе киноискусства, и благодарят братьев Люмьер за их архинужное изобретение.
Автор: Валентин Крапива
Страна-агрессор Россия продолжает оправдывать вторжение в Украину и посягать на Одессу. Так уверены, что подавляющее… Read More
Сегодня, 30 апреля, возможны короткие локальные вспышки солнечной активности, но общая геомагнитная ситуация будет в… Read More
Украинцы, владеющие жильем или другой недвижимостью, обязаны ежегодно платить налог. Но есть важные нюансы: сумму… Read More
На днях Одессу посетила известная украинская ведущая Леся Никитюк и попала в небольшой скандал. Read More
Воспитанница Одесской областной школы высшего спортивного мастерства «Олимпиец» Альбина Якобчук стала победительницей и призером Кубка… Read More
По данным Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в среду, 30 апреля 2025 года, в… Read More