Театры с приставкой «кино-»
И, не сговариваясь, одесситы бросились открывать кинотеатры. Тут сразу проявилась одесская находчивость: вместо привычного тогда названия «синематограф» в Одессе появилось непривычное «театр-иллюзион». Так в историю кинопроката вошли одесские иллюзионы «Одеон», «Бомонд», «Фурор», «Идеал», «Гигант» (на целых 37 мест). А в записные книжки Ильи Ильфа попал иллюзион «Слон» на Мясоедовской.
На это мгновенно отреагировала одесская пресса, не потому что в кино видела большое будущее, а потому что в рекламе кино видела большие заработки. В газетах замелькали броские слоганы: «Большой фурор», «Царство грёз», «Жизнь на полотне» и даже «Чудо ХХ века». Это последнее — по поводу открытия иллюзиона «Двадцатый век», название которого было для форсу написано римскими цифрами. Одесские пацаны, как отмечают историки, по-своему расшифровали римское «ХХ» и стали требовать у родителей: «Мама, дай 10 копеек на Ха-Ха век».
Не жанром единым
Особо ценились ленты так называемых «смешанных жанров». Таким был короткий, но потрясающий фильм «Выход учащихся гимназии № 3 после занятий на улицу» (зрелище, скажем прямо, не для слабонервных). Фильм «После занятий» имел ошеломительный успех. Причём зал заполняли в основном родители тех учащихся. Родителям было интересно, чем занимаются их дети после занятий. Так вот, в историю кинематографа та лента вошла как первый боевик, первый криминал, первая жёсткая эротика и вообще первый фильм ужасов. А ведь снимались ещё непрофессиональные киноартисты — простые одесские гимназисты.
Зрители легко ориентировались в жанрах. Если на экране герой падал и разбивал нос, ломал ногу, но ещё лучше, получал ожоги 2-й степени — это была комедия. Если герой забывал в пивной кошелёк, но ещё лучше, забывал в трамвае парализованную бабушку, инвалида 2-й группы — это была мелодрама. Но выше всего котировались трагедии — это когда жена изменяла мужу с гусаром, но ещё лучше, с целым гусарским полком, и муж решался на крайний поступок: кухонным ножом зарезать жену, а затем и себя, но выяснялось, что кухарка отдала нож точильщику. Дамы в зале просто заливались слезами.
Одесситы внесли свой весомый вклад и в рекламную составляющую кинопроизводства. Они профессионально разъяснили человечеству, как по афише можно узнать хороший фильм или плохой.
Так, если на афише человек с пистолетом душит женщину — значит фильм хороший, а человек плохой.
Если на афише женщина душит человека с пистолетом — значит фильм хороший, а пистолет плохой.
И, наконец, если на афише женщина с пистолетом душит человека — значит фильм плохой, женщина плохая, пистолет плохой. Главное, чтобы человек был хороший.
Звук заказывали? Получите!
Для этого в комнатушке, громко названной «кинотеатром», за натянутой простынёй, широким жестом пожертвованной мадам Валиадис в качестве экрана, было выделено узкое пространство, в котором происходили удивительные вещи. Специально нанятый за 50 копеек мальчик дул в свисток, лаял, мяукал, бил в колокол, разбивал тарелки, топал ногами, как несметная толпа, и кричал дурным голосом: «Держите вора!». Ясное дело, что это всё в нужные по сюжету фильма моменты. Конечно, к мадам Валиадис зритель повалил валом, ибо одесситы всегда высоко ценили (конкретно: на 10 копеек выше, чем у конкурентов мадам) новаторство и изобретательность.
Но хозяйка «Биоскопа Реалитэ» не долго снимала сливки. Конкуренты поняли, что бить тарелки дело нехитрое, и пошли дальше.
Вагон-иллюзион
На знаменитой Одесской промышленной выставке 1910 года, проходившей в Александровском парке, был открыт невиданный доселе вагон-иллюзион. Это был обыкновенный с виду вагон, в котором демонстрировались видовые фильмы, создавая у зрителей необыкновенную иллюзию путешествия.
Для полноты эффекта в вагоне всегда были хамовитые проводники, холодный чай и влажные постели. Да и сами зрители, отправляясь в вагон-иллюзион, обычно брали с собой выпить-закусить, а на остановках между сеансами бабки подносили прямо к вагону солёные огурчики и горячую картошечку.
Эффектно была придумана и конструкция пола вагона. Во время киносеанса его постоянно трясло, что усиливало иллюзию движения. Достигалось это с помощью двух специально нанятых и специально напоенных местных механиков. Эффект тряски был настолько естественным, что зрители не могли сориентироваться: тошнит их от содержания ленты или от новаторского эффекта?
Но однажды в вагон-иллюзион вовремя не подвезли очередную видовую ленту. А поскольку зрители уже заплатили и требовали зрелища, то вагон решили пустить вниз по склону в парке, авось зрители не разберутся, что за виды мелькают мимо. Короче, вагон разогнали и отпустили! Впечатление было потрясающее. Потому что если вначале спуска вагон превратился в первый в мире скорый поезд, то к концу — уже в первый пассажирский самолёт. Ну, а оказавшись в море — и в первую субмарину.
Вся Одесса завидовала тем, кто оказался тогда в вагоне. Хотя маршрут его до сих пор остаётся загадкой, но некоторые из зрителей-пассажиров всплыли потом под Нью-Йорком, Хайфой или Сиднеем. А один вообще всплыл за 500 километров от моря в горном штате Невада, недалеко от Лас-Вегаса.
Многие из того вагона-иллюзиона до сих пор шлют посылки в Одессу, не забывая город, из которого они так необычно выехали благодаря волшебной силе киноискусства, и благодарят братьев Люмьер за их архинужное изобретение.
Автор: Валентин Крапива
Жители Киевского района Одессы, чьи дома пострадали от удара в феврале, получат финансовую помощь от… Read More
Поздравляем с субботой, друзья! Время отдохнуть и посмеяться от души! Мы подготовили для вас подборку… Read More
В субботу,15 марта, ожидается умеренная магнитная буря, которая может вызвать дискомфорт у некоторых людей. Read More
Враг продолжает атаковать энергетику Одесского региона. Вечером 14 марта ударные беспилотники атаковали подстанции, отвечающие за… Read More
В Одесской области запустили горячую линию для ветеранов, где будут предоставлять информацию о спортивной реабилитации… Read More
Бельгия – одна из самых развитых стран Европы, предлагающая стабильный рынок труда, высокие зарплаты и… Read More