Румынская мечта
Попав под власть Румынии, Одесса оказалась вторым по важности городом империи, после Бухареста. Ей прочили роль «Черноморской жемчужины». Разумеется, после победы Гитлера. А пока город влачил жалкое существование. Даже для того, чтобы возвести дворец губернатора Германа Пынти, пришлось использовать
камень из полуразрушенных войной домов. Такая участь коснулась, например, здания на углу Большой Арнаутской и Белинского – сегодня на его месте находится дом художников.
Строить «мечту» румыны начали с переименования улиц. Екатерининскую назвали в честь Гитлера, Преображенскую — именем Короля Михая, а имя маршала Антонеску заменило имя Сталина на табличках по Александровскому проспекту.
Все пропало!
После освобождения Одессы оказалось, что город потерял в общей сложности 15% жилфонда. Полностью было
Улицы и тротуары были изрешечены глубокими ямами. В полную негодность пришло почти 50 километров дорожного покрытия. Но самыми критическими были разрушения на предприятиях. Разумеется, ни Советы, ни румыны не собирались оставлять противнику производственные мощности: весной 1944 года на СРЗ-1 были взорваны все цеховые сооружения, а порт лишился складов и всех гидротехнических сооружений. Нечто подобное наблюдалось почти на всех заводах и фабриках.
Ни минуты покоя
Мы не знаем, что чувствовали современники, увидев, как много им предстоит сделать. Вполне возможно, им хотелось «сісти й заплакати». Но время тогда было особенное, да и Москва ставила задачу
В течение полугода после освобождения уже работало четыре больницы и все поликлиники. Была восстановлена работа электротранспорта.
На восстановление стратегических объектов выделялись люди и средства, работы строго контролировались. Большим подспорьем оказались 12 тысяч военнопленных, половина из которых погибли в течение 2-3 лет от тяжелых условий. Но в социальной сфере наблюдался типичный для сталинского времени «перегиб»: кинотеатры, лектории, библиотеки и санатории открывались в считанные месяцы, а жилье восстанавливалось крайне медленно. В 1944 году планировали сдать всего 47 тыс. метров жилья из почти 800 тыс. выведенного из строя, а фактически восстановили всего 150 тыс. метров… А потом наступила эпоха великого промедления.
Кому война, кому…
Средств на строительство и восстановление жилья хронически не хватало. Уже в 1947 году выяснилось, что по 50 строительным сметам допущено завышение расходов на 1 млн. Рублей — деньги активно
Делу вредила и никудышняя организация работ. Котлованы рыли в основном вручную, блоки поднимали лебедками. На это требовалось очень много рук, но люди на строительстве не задерживались: зарплаты были крайне низкие, а условия труда — каторжными.
Большинство из полуразрушенных домов были восстановлены к 1950 году, а новые дома строились по 5-7 лет. Правда, действовало правило, метко озвученное Иосифом Виссарионовичем в беседе с физиками-ядерщиками: «Наша страна очень пострадала в войне. Но мы можем сделать так, чтобы некоторые люди жили хорошо, а некоторые — еще лучше». И действительно, всего за три года был построен поселок для офицеров на Семинарской, а также удивительно красивый дом треста «Южгидрострой» на Еврейской, 54.
Красота и метры
Сегодня мы очень гордимся красотой центральной части Одессы, но она была бы немного иной без суровых «сталинок» с их массивными карнизами, балюстрадами балконов и хорошо продуманным рисунком фасада. Несмотря на все сложности послевоенного времени власти делали все, чтобы обновленные города выглядели красиво.
И все же, «сталинки» были прогрессивным явлением. Они образовали большие зеленые дворы, что до войны было редкостью. При домах устраивались детские сады, в подвалах — бомбоубежища. Кстати, бурый оттенок домов был призван обмануть вражескую авиацию: мол, земля это, лети дальше…
Двухэтажная Одесса
Но главные послевоенные стройки — это не красивые дома в центре. Поскольку существовала необходимость максимально быстро запустить предприятия и расселить рабочих, на окраинах строились коттеджные поселки с домиками в два-три этажа. Такие
В 1952 году, когда восстановление городов СССР почти завершилось, такая практика была признана антисоветской. В последующие годы на фоне нарастающего жилищного кризиса строили дорогие «сталинки».
Жилфонд Одессы достиг довоенных показателей только в 1954 году. На человека в это время приходилось всего 6 метров жилой и 9 метров общей площади. Теснота была невероятной. И все же, город был восстановлен, а его жители готовились брать новые вершины — в производстве, спорте, науке, кино и… строительстве. В «хрущевские» и «брежневские» пятилетки Одесса выроста в размерах втрое, но это уже совсем другая история.
Михаил ДЕНИСЕНКО
Вот и лето подходит к концу: еще пара дней – и здравствуй, осень! Но огорчаться… Read More
Поздравляем с субботой, друзья! Время отдохнуть и посмеяться от души! Мы подготовили для вас подборку… Read More
Сегодня, 30 августа, магнитных бурь не ожидается, геомагнитное поле останется спокойным. Read More
Родители обязаны содержать своих детей до 18 лет. Это их обязанность, даже если у них… Read More
Сегодня днем, 29 августа, в Одессе из окна многоэтажки выпал двухлетний ребенок. Мальчика госпитализировали. В… Read More
По данным синоптиков Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в субботу, 30 августа 2025 года,… Read More