Нет договора с коммунальщиками: какие права у потребителя?

В продолжение темы, поднятой в письме Нины Михайловны, скажем, что в этом деле есть много нюансов, которые могли бы повлиять на решение сложившейся ситуации, причем в пользу пенсионерки. Мы постараемся осветить эти нюансы и, надеемся, что такая юридическая помощь окажется полезной не только автору письма, но и другим нашим читателям.

Договора нет — судебный иск есть

Письмо Нины Михайловны предельно лаконичное (см. Вопрос 1), но мы постараемся разобраться в том, что скрывается и между его строк. Скорее всего, читатель судится с жилищной организацией по оплате за СДПТ (содержание домов и придомовых территорий).

Похоже, крылатая фраза: «ЖЭКи – это та организация, перед которой все равны в своем бесправии», вполне применима к описанной ситуации. В противном случае, не судилась бы пенсионерка целых семь лет по жилищно-коммунальным вопросам.

Известно одно: у читательницы нет договора с исполнителем услуги, а деньги за них он требует с нее через суд.

Длительность судебной тяжбы говорит о том, что у пенсионерки были аргументы, вынудившие суд так долго определяться с решением по этому делу. Почему же, спустя столько лет, ей все-таки присудили выплачивать стоимость услуг да еще и через исполнительную службу (см. Вопрос 2)?

Вопросы продолжаются. Если пенсионерка была не согласна с решением суда, то могла бы обжаловать его в следующей судебной инстанции, а, если вынуждена была с ним смириться, то почему не выплачивала задолженность добровольно, а дотянула до вмешательства исполнительной службы?

Читательницу могли вообще не известить должным образом о дате проведения судебного заседания и решение приняли в ее отсутствие. Возможно, она узнала об этом, когда сроки обжалования (10 дней) уже прошли. А ведь можно было обратиться в суд с иском о восстановлении срока обжалования.

Как бы там ни было, но исполнительный лист был направлен в Пенсионный фонд.

Подзаголовок: За какие услуги платить?

Теперь о договоре, на отсутствие которого указывает читательница. Может, именно в нем и кроется источник всех ее бед? А, почему, собственно, его нет? Давайте порассуждаем.

Законодатель, предлагая потребителю услуги по СДПТ на основании типового договора, дает ему право самому определять перечень необходимых ему коммунальных услуг.

Потребитель может отказаться от какой-то из них, но об этом должен знать исполнитель услуги, и это согласие может быть зафиксировано в договоре. Нам неизвестно, по какой причине и за какую услугу не хотела платить наша читательница.

Возможно, эта услуга изначально была спорной. Она ей была не нужна, и платить за нее она не собиралась. Не договорившись с исполнителем услуги, она нашла для себя выход – не подписывать с ним договор.

Вместе с тем, Закон «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает оформление договора между исполнителем услуги и потребителем. В какой форме? Либо в индивидуальной, либо согласиться с типовым.

Что греха таить, даже лучшие юристы смотрят на это требование закона, так сказать, с точки зрения «целесообразности». Официально признано, что в настоящее время в большинстве случаев договоры не заключаются. На это закрывают глаза до тех пор, пока потребитель оплачивает предоставленную услугу.

Ситуация резко меняется, как только потребитель выражает недовольство качеством услуги. Если он по этому поводу обратится с иском в суд, тут же непременно вспомнят о договоре. Нет договора – потребителю откажут в его исковых требованиях.

А вот исполнителю услуг, как, к примеру в нашем случае, не отказали. И, с правовой точки зрения, все верно. Предприятия-поставщики услуг имеют на руках разработанный для потребителя договор, а также ряд других документов, в которых зафиксированы механизм предоставления услуг и тарифы. Эти документы — весомые аргументы в суде. Что же в этом случае может предложить потребитель, если у него и договора-то нет?

Совет здесь простой: обезопасьте себя договором или добейтесь того, чтобы ваше несогласие было «услышано» и принято. Оперативно реагируйте на все присланные извещения.

***

Из своей журналистской практики знаю, что не менее десяти одесситов сумели доказать в суде, что за навязанную коммунальную услугу они платить не должны. На доказательство этой истины они потратили не один год своей жизни, а что касается гонораров адвокатам, то этих денег хватило бы на двукратную оплату услуги. Но тут было дело принципа.

Автор этой публикации надеется, что Нина Михайловна ознакомиться с нашими предположениями, выйдет «на связь» с редакцией и в деталях расскажет, как развивалась ситуация, в которой она оказалась.

Справка:

Какие услуги предлагает Типовой договор*?

  • Уборка придомовой территории.
  • Уборка лестничных клеток.
  • Вывоз бытовых отходов (сбор, хранение, перевозка, переработка, утилизация, обезвреживание и захоронение).
  • Уборка подвалов, технических этажей и кровли.
  • Техническое обслуживание лифтов.
  • Обслуживание систем диспетчеризации.
  • Техническое обслуживание внутридомовых систем: горячего водоснабжения; холодного водоснабжения; водоотведения; теплоснабжения; ливневой канализации.
  • Дератизация.
  • Дезинсекция.
  • Обслуживание дымовентиляционных каналов.
  • Техническое обслуживание и текущий ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем при их наличии.
  • Текущий ремонт конструктивных элементов, внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и ливневой канализации и технических устройств домов и элементов внешнего благоустройства, расположенных на закрепленной в установленном порядке придомовой территории (в том числе спортивных, детских и других площадок).
  • Поливка дворов, клумб и газонов.
  • Уборка и вывоз снега, посыпание части придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, противогололедными смесями.
  • Эксплуатация номерных знаков на домах.
  • Освещение мест общего пользования и подвалов и подкачки воды.
  • Энергоснабжение лифтов.
  • Периодическая поверка, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды и тепловой энергии, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки.

* Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий» № 529 от 20.05.2009 г.

Елена Удовиченко

Share

Recent Posts

  • Новости

В Одессе автобусы на Пересыпь вернулись на привычный маршрут

С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More

2024-11-22
  • Новости

Ремонтные работы в Одессе: список улиц, где не будет света сегодня

В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More

2024-11-22
  • Новости

Война, день 1003: россия испытала в Украине новую баллистическую ракету

1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе женщина за рулем «Ssang Yong» переехала пешехода

В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More

2024-11-22
  • Positive News

Анекдот дня: чего желает Рабинович в банке

Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Цены на ноябрьском Привозе: под дождиком – за салом

Привоз в последнюю декаду ноября: легкий дождик, тяжеловатый ветерок… Покупателей (или так показалось) меньше, чем… Read More

2024-11-22