В море Жванецкий — не смешной
– Теодор, ваш переход на весельной лодке через океан никого не оставил безразличным: для кого-то вы – герой, а для кого-то – безумец. Зачем вам это?
– Трудно объяснить. Работая дизайнером интернет-сайта международного Союза океанских гребцов, не раз спрашивал себя: почему до сих пор Украины нет в списке покорителей океана?
Конечно, как многие люди, я желаю оставить свой добрый след на земле. Мне нравится насыщенная жизнь, преисполненная неожиданных поворотов. Я убежден, что это более интересно, чем проводить вечера у телевизора. Я чувствую, что в настоящее время лучше, чем был до океана, но хуже, чем был во время океана. И меня снова тянет к нему.
– Думаю, с детства. Мой отец был геологом и часто брал меня в горы. По-видимому, с этого времени и появилась тяга к пространству и свободе. А еще у нас были дача и лодка на Каролино-Бугазе, под Одессой. Каждое лето мы с отцом бороздили волны Днестровского лимана. Часто выходили в море, ловили рыбу, катались, устраивали гонки, вязали морские узлы.
– Вы первый украинец, который пересек Атлантику на веслах, испытал Индийский океан и мечтает покорить Тихий. Что самое сложное во время таких путешествий?
– Найти спонсора! И это не шутка. Особенно трудно было перед первым переходом. Тогда многие потенциальные спонсоры действительно смотрели на меня, как на городского сумасшедшего. Однако я доказал, что это не афера, ведь Украина стала пятой страной в мире, которая покорила Атлантику. А если удастся пройти еще два океана на весельной лодке (Индийский и Тихий), то мы будем первыми в мире! И это моя мечта.
– И все же, чем запомнился первый переход через океан?
– Самое сложное – это пережить первые 10-14 дней. Несмотря на то, что я тщательным образом готовился, все оказалось просто ужасно. Очень хотелось вернуться на берег. Морская болезнь, плюс отсутствие жизненного пространства. А еще очень трудно смирится с тем, что впереди — еще тысячи километров сплошной воды! Я отошел от Канар, из острова Ла Гомера, с видом на вулкан Тейде. Проснулся на следующее утро, а он на горизонте. Целый день гребу, а он так же передо мной. Три дня в океане, а вулкан все еще здесь. И сколько еще нужно грести? Помню, что первой свой чай я выпил лишь на 3-4 день, а сытно поел только на седьмой день.
– Чем еще, кроме гребли, чтения книг, прослушивания музыки еще можно заниматься в открытом океане?
– Главное развлечение – рыбалка. Консервов и полуфабрикатов у меня было предостаточно, но морская рыба – единственный источник живых белков.
Рыбы в Атлантике очень много. Это даже не ловля, а «избиение младенцев». Во-первых, каждое утро в лодке я находил от 10 до 20 летучих рыб, прямо как в фильме «Жизнь Пи». Помните? Но они не очень вкусные. Я насаживал их на крючок, привязывал к удочке капроновый шнурок и — за борт. Через 30 секунд – рыба на крючке. Ел только тунца и дорадо по 1-2 кг. Варить или жарить было лень, я их потрошил, поливал лимонным соком, присаливал и вялил на знойном солнце. Выходило очень вкусное блюдо.
– Нет. Вода очень соленая. К тому же не забывайте, в открытом океане немало серьезных хищников, медуз. Хотя иногда я устраивал себе «банный день». Раздевался и мылся из тазика в пресной воде. В ней же стирал некоторые свои вещи.
«Несколько раз я был на грани»
– Теодоре, а вы смотрели кинофильм «Жизни Пи», где главный герой оказался в океане наедине с тигром?
– Да, смотрел.
– И как, он вас поразил?
– Если откровенно – нет. В кинофильме много нестыковок. Единственное, что более или менее достоверно передано, так это стихия океана и его красота.
Когда я адаптировался к новым условиям, то начал действительно получать удовольствие от красоты рассветов, новых видов океана, да просто от чистого солоноватого воздуха. Я помню, как в начале пути в ночном переходе был полный штиль и чистейшее небо. И звезды отражались в воде. И линии горизонта вообще не было видно. И было такое ощущение, как будто лодка висит среди звездного неба, посреди Вселенной. И такой эпизод есть в кинофильме.
– В штиль есть время любоваться природой. А во время бури?
– Океан величественный и красивый, в любую погоду. Во время шторма чувствуешь мощь и силу разбушевавшейся стихии, огромные десятиметровые волны. Меня спрашивали, почему я в первый переход пошел в океан, а не в море. Там волны другие, мельче, но чаще, на них намного сложнее управлять. А в океане совсем другое дело, тут главное держать направление.
– И что вы делали, когда лодку переворачивало волной?
– Перевороты бывают разные. Одно дело продольные перевороты, когда лодка как «неваляшка» возвращается в первичное положение. Перед штормом я задраивал люки, закреплял вещи и, конечно, сам пристегивался… Вообще все происходит мгновенно, и ты в этот момент только пытаешься контролировать ситуацию. А вот поперечные перевороты лодки очень опасны. Они могут оказаться последними. Это в случае, если мощная волна в два раза больше, чем лодка. Скажем, моя «Одесса» была семь метров в длину, и волна в 14-15 метров для нее была очень опасна. Несколько раз я был «на грани», но все обошлось. Хотя, насколько я знаю, семь гребцов, которые пытались переплыть океан, к сожалению, погибли. Именно во время шторма.
– Существуют ли специальные страховки для экстремалов? Или у путешественников есть суеверие, что покупка страховки перед дорогой – это плохая примета?
– В приметы подобного рода я не верю. Вообще, много примет отравляют жизнь… А страховок я таких не знаю. Если бы были – страховался. А так было бы хорошо видеть, хоть бы в какой-нибудь страховой компании пакет «Экстрим». Я был бы первым клиентом!
Беседовал Евгений ТЫЩУК.
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
View Comments
Помогите ,пожалуйста , хотя это не по теме!Почему Управление транспорта Од. Горисполкома не наведёт порядок ОТТУ? Речь о троллейбусе №2. Купленные при Гурвице- отвратительные, тесные для перевозок пассажиров в курортный сезон! Их 2-3 машины на маршруте, ходят редко и набитые битком. А ведь Горисполком закупил троллейбусы "Шкода"- ГДЕ они?Троллейбус 2-го маршрута должен быть в летнее время в количестве машин большем, чем сейчас! Люди едут не только на пляж с детьми ,но и на работу. А троллейбус №2- это издевательство над одесситами и гостями города!!!Надеемся , что Вы нам поможете.