Никита Сергеевич Ойстрах в Одессе: Как скрипачу перепутали руки

То, что между одесским городским головой Алексеем Костусевым и народным депутатом Геннадием Трухановым – еще совсем недавно заклятыми союзниками – все чаще возникают трения по хозяйственным вопросам, удивления не вызывает. А вот разногласия между ними на стези искусства, покровителем которого, как известно, является Аполлон, — изумило несказанно. И не только изумило – обрадовало: смогли наши власти предержащие уделить время этому, далеко не праздному для жителей Южной Пальмиры вопросу! Правда, радость оказалась несколько преждевременной, потому что в полемике выяснилось: неправыми оказались оба…  

Что думают разумные одесситы?

Написать статью на тему, о которой в Одессе рассуждают и самые ленивые ее горожане, меня подвигла (именно подвигла!) не дающая покоя мысль: не может город просвещенных жителей стать посмешищем в глазах просвещенной же части человечества. И, поверьте, я ничего не преувеличиваю! А если уж начнут смеяться – все, пропала наша остроумная и цивилизованная Одесса, вернее, то, что от этой остроумности и цивилизованности осталось!..

Сначала – о месте установки будущего памятника Давиду Ойстраху. Много копий было сломано в жарких спорах – установить ли его на Театральной площади или возле школы им. П.С.Столярского. Многие разумные одесситы (и не только одесситы) считают, что ни первое место, ни второе не подходят, и я с ними полностью согласен – и не только потому, что люди эти – разумные по определению. Но поскольку в Городском совете и своих умников – хоть отбавляй, там остановились на Театральной площади. Хоть, если разобраться, не такая уж она и театральная, по крайней мере, место, которое имеют в виду в Горсовете. Как явствует из фундаментального труда Я.Я.Майстрового «Улицы Одессы», в конце XIX века «…к Театральной пл. относились только Английский клуб, Театр и дом Навроцкого (рядом с театром)». А иначе и быть не могло: два сквера против театра оперы и балета, в которых собрались устанавливать памятник Ойстраху, а впоследствии и Рихтеру, образовались только в конце 1940-х – на месте разрушенных в войну зданий, относящихся к Ришельевской улице, в одном из которых когда-то размещалась гостиница, названная в честь первого градоначальника Одессы герцога Ришелье. И называться эти скверы, особенно один из них, где установлены доски с именами Героев Советского Союза и Героев социалистического труда, должны скорее «Сквером Героев». Тем более, что к Театральной площади, как мы выяснили, они отношения не имеют. А теперь, как говорят вовсе не в Одессе, спрашивается вопрос: и при чем же здесь памятник Ойстраху – на фоне мемориальных досок? Что за дикое смешение стилей?!.

Двор школы имени Столярского – тоже место не самое подходящее, в первую очередь потому, что памятник собираются устанавливать не камерный, как хотелось бы, а весьма значительных размеров, и в школьном дворе он будет выглядеть, мягко говоря, несколько нелепо. Не говоря уже о том, что напрашивается не такой уж глупый вопрос: почему во дворе школы «имени мене» стоит памятник не Столярскому, а одному из его учеников, даже выдающемуся – что, Петр Соломонович памятник не заслужил?.. Вот почему я целиком придерживаюсь мнения толковых одесситов, предлагающих установить памятник на бульваре Жванецкого. Прекрасное место!..

«Дареному коню» в зубы не смотрят?

Но возникает самый главный вопрос: что собираются установить думающие за нас, одесситов, мудрецы из городского совета? И почему, хотя бы ради соблюдения элементарного приличия, не посоветовались с горожанами, не объявили совершенно необходимый в таких случаях конкурс? «Ну как же, — слышу я в ответ, — дареному коню в зубы не смотрят…». Да не нужен мне такой конь, в смысле, памятник, который, кроме веселого оживления, никаких чувств не вызывает! Знаменитый французский философ и писатель Дени Дидро еще два с половиной века назад предупреждал: «Скульптура не терпит ни шутовского, ни смехотворного, ни шутливого, ни даже комичного. Мрамор не умеет смеяться». А если из меди – терпит? – задаюсь я законным вопросом, ответ на который нам хорошо известен. Впервые увидев изображение вроде бы бесплатно предлагаемого нам для установки медного монстра высотой четыре метра (без пьедестала!), да еще на фоне мемориальных досок, да еще вблизи божественного творения венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, я содрогнулся. Это еще до того, как рассмотрел в «монументе» (без кавычек не получается) отдельные детали. Здесь я был близок к истерике.

Во-первых, при чем здесь Хрущев? Или Жуков? Голова явно должна была украшать памятник то ли Никите Сергеевичу, то ли Георгию Александровичу, но никак не Давиду Федоровичу! Кое-кто пытается «пристегнуть» сюда и Михаила Жванецкого – не верьте: это интриги…

Во-вторых… Коль мы упомянули в начале Аполлона, вспомним дошедшую до нас из глубины веков великолепную мраморную копию знаменитого «Аполлона Бельведерского»: в правой руке прекрасного юноши – лук, в левой – стрела. И никак не наоборот! Любой троечник из знаменитой одесской музыкальной школы только расхохочется, увидев, что мэтр держит скрипку… в правой руке. Так не бывает! Вот вам и «дареный конь»…

…Порадовало и, одновременно, огорчило письмо известнейшего, авторитетного одессита, врача и поэта Бориса Херсонского, зачитанное на сессии Горсовета. Обрадовало, потому что в очень многом – выборе места установки памятника, характеристике последнего – я увидел союзника. Огорчил же его чересчур пессимистический взгляд на город, который, действительно, переживает далеко не лучшие времена. Город, страдающий из-за бездумного отношения к его истинным ценностям, но, все равно, живой и не сдающий без боя позиций. Но даже не это главное. Меня обескуражило совершенно неожиданное заключение Бориса Григорьевича: «Памятник неудачен, но… уже отлит, и в него «влито» сто тысяч долларов. Если его не установить, никакого другого памятника великому скрипачу мы не увидим». Иными словами, берите то, что дают, лучше уж плохой памятник, чем никакой. Опять слышу цокот копыт «дареного коня»… 
***
Вспоминается очень давняя комическая история, связанная с одним из посещений Эрмитажа. Желая, как теперь говорят, «поприкалываться», подвыпивший посетитель обращается к молоденькой девушке-экскурсоводу (в это время мы находились в зале Древней Греции):
— Непорядок здесь у вас: вон девушка мраморная стоит с отбитой рукой, а рядом рука как раз валяется – так приделайте ее девушке…
— Что вы! – удивилась и возмутилась ученая, но явно без чувства юмора, девица. – Это же рука воина!..
— А какая разница? – не унимается весельчак. – Чем без никакой, так уж лучше с мужской рукой…
Нет, и еще раз нет! Установить в центре Одессы очередной кич?! Не хочу, чтобы памятник великому моему земляку стал объектом насмешек, а многочисленные гости города в очередной раз получили повод порассуждать о сомнительном вкусе его обитателей. Вот если предлагаемую скульптуру установить на территории летнего ресторана отеля «Моцарт» (коль хозяева не будут против) – другое дело. Только, разве что, заменить скрипку пивной кружкой…
А нам остается уповать лишь на то, что о Давиде Ойстрахе вспомнит другой меценат – не только с деньгами, но и с отменным вкусом. И тогда все встанет на свои места…

 

Share
Анатолий Горбатюк

Анатолий Горбатюк - одесский писатель и музыкант, моряк, инженер-строитель, который строил концертно-выставочный комплекс Одесского морвокзала. Член Всемирного клуба одесситов, где его называют хранителем традиций одесской интеллигенции. Эмигрировал в США, но вернулся, потому что не может жить без Одессы.

Просмотреть комментарии

  • А шо, бронзовый памятник таки нельзя отправить на переплавку,если он уже отлит? И из того же материала сделать новый, нормальный?

  • Даю прямой ответ на прямой вопрос, поставленный в статье.Разумные одесситы думают, что русской грамоте учиться никогда не поздно, даже в том почтенном возрасте, в котором находится автор. Не "власть предержащие", а "ВЛАСТИ ПРЕДЕРЖАЩИЕ". Сомневаетесь - загляните в интернет. А в какой руке Ойстрах держал скрипку, выходя на поклон к публике, известно автору памятника. Наверняка он видел много фотографий и хроники, создавая скульптуру. Сравнение же Ойстраха с Аполлоном, конечно же, лестно. Скрипка лучше лука.

  • Андрей, добрый вечер! Спасибо, вы правы, мы исправили досадную ошибку.

Последние статьи

  • Статьи

Никита Титов: защитник Мариуполя о тридцати месяцах в российском плену

Из российского плена вернулся защитник Мариуполя, воин Национальной гвардии Украины балтянин Никита Титов. Когда он… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

Как война влияет на украинскую фауну: биолог Иван Русев дал неутешительные прогнозы (видео)

Украинская фауна сейчас переживает множество вызовов. Войну, климатические изменения и агрессивную деятельность людей. В этом… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

626 лет Саврани: наварили борща и отпраздновали донатами на ВСУ

Саврань — столица лесной жемчужины Одесской области — находится в междуречье рек Савранки и Южного… Читать далее

2024-09-20
  • Новости

В мэрии Одессы ответили, будут ли сносить памятник Пушкину (видео)

В Одесской ОВА распорядились снести памятник Александру Пушкину на Приморском бульваре. Но муниципальные власти не… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

Суп, по-восточному и десерт с медом: три нескучных рецепта блюд из риса

Необычные и нескучные блюда из риса: рис с яйцом, суп-пюре или конфеты подготовила «Одесская жизнь»… Читать далее

2024-09-20
  • Новости

Некоторым украинцам запретили пользоваться Telegram: кому и почему

Госслужащим и военным в Украине запретили пользоваться Телеграмом на служебных устройствах. Такое решение принял Национальный координационный… Читать далее

2024-09-20