Но если глядеть на этот ландшафт с позиций историка, то становится понятным, почему этот город на протяжении своей 15-ти вековой истории постоянно становился полем битвы за его обладание. К примеру, только русские войска занимали Эрзурумскую цитадель трижды: в 1829, 1878 и 1916 годах. Именно здесь через неприступные горы проходил участок «Великого Шелкового пути». С античных времен Эрзурум считался главным коммерческим и военным центром, а также транспортным узлом на пути из Ирана в Анкару и далее в черноморские порты.
А где же «тесные, кривые улицы» и «плоские, крытые дерном кровли», так удивившие Пушкина? Прошедшие века и разрушительные землетрясения почти не оставили наследие былой архитектуры. И все же, проходя по шумным улицам города, заметно ощущается веяние былых турецких времен: муэдзины взывают к правоверным с многочисленных минаретов. Довольно часто встречаются женщины, укутанные с головы до ног в темные покрывала.
Следует отметить, что пресс-тур украинских журналистов в Эрзурум был устроен по инициативе Генконсула Турции в Одессе г-на Хюсейна Эргани, губернатора этой провинции г-на Всебахаттина Озтюрка и Агентства по региональному развитию «Кудака» в рамках программы по развитию Северо- Восточных областей Турции, над которой уже несколько лет активно работает турецкое правительство.
Мы возвращались в Одессу через Стамбул. Вылетели на Одессу вечерним рейсом «Турецких авиалиний» точно по расписанию. Минут через 45 уже подлетели к родному городу. Но затем последовало объявление о том, что над Одессой туман и мы возвращаемся обратно.
Багаж остался в самолете, время следующего рейса неизвестно, прогнозы на летную погоду в Одессе неутешительны. Такая ситуация, возникшая по погодным условиям, насколько я увидел, вызывает огромное количество дополнительных хлопот, как для пассажиров, так и для авиакомпании и всех служб аэропорта.
В этой ситуации были спокойны лишь специалисты «Турецких авиалиний». Они сравнительно быстро организовали переход более 150 пассажиров с детьми в другой зал, оперативно переделали все посадочные талоны. Прошло немногим более часа и все пассажиры заняли места в автобусах, которые отвезли их на отдых в пятизвездочный отель. Ранним утром всех нас разбудили телефонным звонком. В ресторане уже ждал горячий завтрак. Затем посадка в автобусы и снова в аэропорт. Весь этот сервис был обеспечен за счет авиакомпании.
Одесса с утра снова не принимала. Пришлось ждать других рейсов. Но в течение дня все пассажиры все-таки смогли добраться домой. Багаж нам развезли по указанным адресам уже на следующий день.
Я вспомнил об этой ситуации, когда на днях увидел репортаж на одном из центральных телеканалов с аэропорта «Борисполь». Авиакомпания «Аэросвит» задерживала все свои вылеты из Киева. Тысячи пассажиров оставались в полном неведении о причинах задержек и планируемом времени вылета.
В этой ситуации, как было показано в телесюжете, один из украинских пассажиров рассказывает иностранцу о возможных действиях, в ходе которых необходимо перекрыть автотрассу, захватить в плен руководство аэропорта и авиакомпании. И только после этого на пассажиров, попавших в отчаянное положение, могут обратить внимание и предпринять действия по нормализации обстановки.
С одной стороны, можно сказать, что не так часто наши авиакомпании терпят банкротство, хотя их нельзя отнести к форс-мажорным обстоятельствам. А с другой, часто сталкиваясь с зарубежным опытом обслуживания туристов, могу уверенно сказать, что нам еще очень далеко, к примеру, до турецкого обеспечения туристического сервиса. И дело не только в недоразвитости инфраструктуры. Общественное сознание, отягощенное выживанием в сегодняшней экономической и политической обстановке, пока еще не очень готово к приему зарубежных гостей. Конечно, мы способны создавать единичные условия их обслуживания путем колоссального напряжения, как на «Евро-12». Но говорить о системе, увы, пока не приходится. И любой зарубежный опыт, в том числе и турецкий, в силу нашей специфики, навряд ли, приживется сейчас на родной земле.
Эрзурум-Стамбул-Одесса.
Завтра, в субботу, 21 сентября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается еще больше… Читать далее
Вагонка из натуральных пород дерева — именно тот материал, который позволит создать в доме уют… Читать далее
В честь Дня города Рени жители Ренийской громады провели благотворительную ярмарку в поддержку ВСУ, в… Читать далее
Из российского плена вернулся защитник Мариуполя, воин Национальной гвардии Украины балтянин Никита Титов. Когда он… Читать далее
Украинская фауна сейчас переживает множество вызовов. Войну, климатические изменения и агрессивную деятельность людей. В этом… Читать далее
Саврань — столица лесной жемчужины Одесской области — находится в междуречье рек Савранки и Южного… Читать далее