Хранители домашнего аппетита
Издавна считалось, что рестораны — это визитная карточка Одессы. Да, старые одесские рестораны были привлекательны и аппетитны, но не шли ни в какое сравнение с обедами домашними, которыми дирижировали одесские хозяйки. Те угощенья порой готовились в условиях строжайшей конспирации, втайне от дышащих в замочную скважину самых близких людей, то есть соседей. Кстати, традицию угощать на дому завёл ещё дюк де Ришелье. Правда, его стол не отличался разнообразием. Друзья, ежедневно у него обедавшие, даже возмущались:
— Скажите, герцог, почему вот уже три года нам подают одно и то же мясное блюдо?
— Господа, так ведь надо же доесть! — простодушно отвечал Ришелье.
А вот одесский градоначальник Гурьев был знаменит не только изобретённой им «гурьевской кашей», но и неподражаемыми обедами в честь начальства. Так 22 июля 1823 года в беседке на даче по Французскому бульвару среди пышных кустов и благоухающих роз супруга градоначальника Гурьева накрыла торжественный обед в честь нового генерал-губернатора края графа М.С. Воронцова. Губернатор лично отметил тонкий подбор блюд, а его жена Е.К. Воронцова отметила плотную непроницаемость кустов. Причём, это достоинство кустарника графиня проверила лично. Любопытно, что в тот момент за листвой кустарника не было видно не только её, но за столом по эту сторону листвы не было видно и служащего графской канцелярии поэта А.С. Пушкина.
Еда не приходит одна
Но не будем отвлекаться. Видимо, настало время рассказать здесь о главной одесской гордости и радости, о так называемых «домашних обедах». Так вот, любая одесская семья могла объявить, что готова у себя дома кормить всех желающих простой (но полезной пищей) за умеренную (но достойную плату). Основным электоральным ресурсом, как сказали бы сегодня, а попросту поедателями тех обедов, как говорили тогда, были холостяки, которым осточертело питаться всухомятку. Кто-то пожмёт плечами: суеты на рубль, а прибыли на копейку. Эх, плохо вы знаете одесский фольклор, например, анекдот про одессита, который покупал на Привозе яйца, варил их и по той же цене продавал на том же Привозе. Никто не понимал, зачем ему нужен этот гембель, пока однажды тот не открылся: «Как зачем?! А навар!».
С едой, приготовленной для «обедопотребителей», было так же. Всё, что оставалось от обеда, съедала уже семья «кормильцев». Запомните, одесситы даже из анекдотов всегда извлекают пользу, так что ещё вопрос, кто был кормильцем.
Кто-то может подумать, что всё это выдумка Ильфа и Петрова, но такое понятие как «домашние обеды» мелькает на страницах и других одесских авторов. Откройте «Хуторок в степи» Валентина Катаева. После того как отцу Пети Бачея пришлось покинуть службу за то, что он заступился за Льва Толстого, которого несправедливо отлучили от церкви, как семья Бачей осталась с полным собранием сочинений Л. Толстого, которое даже после того, как были включены все ресурсы интеллигентской фантазии, не заменило обеденное меню.
И тогда за приток калорий в семье Бачей взялась Петина тётя, постановив «давать вкусные, питательные домашние обеды для интеллигентных тружеников». По расчётам тёти это должно было избавить семью от расходов на собственное питание, ибо вряд ли «интеллигентный труженик», желающий получить домашний обед из тётиных рук, станет с помощью измерительных инструментов замерять, сколько в его тарелке борща. Кстати, для такой деликатной процедуры были закуплены специальные тарелки, умевшие хранить тайну главного фокуса домашних обедов: как одним борщом накормить пять тысяч страждущих.
Конечно, меню играло немалую роль, но был ещё один притягательный момент в тех обедах, и об этом придётся сказать честно. Нет, не кроссворды старика Синицкого привлекали в его дом холостяка-бухгалтера Корейко, а внучка Зося, у которой и по горизонтали, и по вертикали всё было в полном ажуре.
Чтобы закончить историю, рассказанную Катаевым, скажем: вышеупомянутая тётя со своими домашними обедами пролетела — может, её меню не вдохновило холостяков, а, может, возраст (в Одессе всегда в цене был свежий продукт).
Секрет диеты — ешь котлеты
Те, кто специализировался на домашних обедах, идеально чувствовали духовные запросы одесситов. Неважно, была ли то мадам Костицкая, чьи «Домашние обеды» предлагались на ул. Гаваной, или Балацкий, что держал свою кухмистерскую на ул. Новорыбной. Вот уж кто не боялся конкуренции, хотя через дорогу от него был трактир Вапняра, по правую руку ресторан Стамателато, а по левую «монополька» некой Левитской, торговавшей «казённым» вином, сильно смахивающим на «палёное». Зато жена Балацкого готовила столь вкусно, что раз в месяц приходилось закупать новые тарелки от знаменитого Кузнецова, ибо посетители съедали без остатка всё, подаваемое у Балацкого, включая кузнецовские тарелки.
Так неужели ещё кто-то сомневается, что одесские обеды это было загляденье, объеденье и обалденье одновременно. А чему удивляться: их одесситам дарила природа, а сервировал лучший метрдотель — наш город.
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
View Comments
В самую точку. Мой дед ел такие обеды. Поедатели таких обедов назывались столовниками, в "Золотом телёнке" это есть. Именно на таких обедах дед познакомился с молодой дочкой хозяйки дома. Нужно ли говорить, что эта молодая дочка впоследствии стала моей бабушкой?