Чистюли и чистоплюи
Узнав о приближении к Хаджибею русских войск, многие турки во главе с пашой решили бежать, то есть намылиться, то есть смыться. Для чего, естественно, отправились в баню. Тут-то и проявился стратегический талант Дерибаса. Вместо того, чтобы перерезать турок, он перерезал водоподачу. Голые турки с пеной у рта и в других доступных для пены местах заперлись в бане и решили стоять насмерть. Но не таков был гений Дерибаса. Он принял тактическое решение: тактично включил воду и назначил осаждённых банщиками (с чаевыми и правом бесплатной помывки). Паша Ахмет сдался, в смысле, не устоял, потому что именно об этом мечтал с детства.
Насколько одесситы были прогрессивно мыслящими людьми можно судить по тому, что ещё совсем недавно европейская культура осуждала купания. Паниковский, который плакался Остапу Бендеру в жилетку, что он не мылся два года, прослыл бы в Европе шикующим чистоплюем. Королева Испании Изабелла Кастильская, когда исповедовалась на старости лет, призналась, что за всю жизнь её мыли дважды: при рождении и в день свадьбы, — потому она просит у Господа прощение за оба эти греха.
А ведь всего за несколько веков до этого в Древней Греции и аналогичном Риме без ванны и без бани жизнь, можно сказать, готова была остановиться. Например, Архимед решил, что в его возрасте каждый солидный мужчина должен открыть какой-нибудь закон природы. Что Архимед только для этого не предпринимал: и под душем стоял, и под дождём мок, — но никакой закон в голову не лез, а лезли лишь одни глупости, как в фильме «Девять с половиной недель». Но стоило только разок залезть в ванну — бац и закон. И какой! «Холодное тело, погружённое в горячую воду, выскакивает из неё со страшной силой». И это Архимед ещё умолчал про жуткий крик.
Развалины древней бани нашли даже при раскопках Помпеи. В те времена горячую воду, как и сейчас, давали крайне редко — лишь когда оживлялся Везувий. Сто лет он молчал, и жители Помпеи терпели. И вдруг пронёсся слух:
— Везувий ожил! Сейчас дадут горячую воду!
И народ побежал. Побежал, сломя голову, разрушая всё на своём пути. Помпея пала, но помылась. Пусть это только легенда. Но как она похожа на жизнь! — скажут вам жители наших посёлков Котовского или Таирова, идолопоклонники горячей воды.
Через форму к содержанию
А мы вернёмся в Одессу. Она росла, и вместе с ней росло количество бань. Бани, как в Древнем Риме, стали излюбленным местом поэтов и сатириков, ибо как и там, первые находили в женском отделении объект для вдохновения, а вторые в мужском — объект для сатиры.
Приободримся и приоденемся, подобно Ипполиту из бессмертной «Иронии судьбы», и залезем в ванну. Вернее, в её историю. Форма ванны рождала полёт конструкторской мысли. То появилась ванна в виде козетки, на которой, судя по картинам Давида, целыми днями валялась мадам Рекамье. То изобрели раскачивающуюся ванну. Говорят, такая конструкция позволяла ощущать себя на корабле. Иллюзия была полной, включая морскую болезнь, которую, увы, многие не любят, ибо она лишает человека возможности хранить тайну, что он ел на обед.
Приболевшие богачи заказывали себе минеральные ванны из вод знаменитых источников Мариенбада или Виши. Причём, что удивительно, в Одессе лечебный эффект одной только ванны равнялся эффекту, который давали все целебные источники Европы вместе взятые. Врачи и курортологи долго и безуспешно бились над тайной такого совмещения и умножения целебных свойств, пока её однажды не раскрыл местный банщик:
— А как же им не совмещаться, ежели я ванну никогда не мою!
А какой популярностью пользовались семейные купальни, а по сути, ванны на 10-й станции Большого Фонтана. В семейные ванны приезжали якобы с супругой якобы принять ванну якобы с оздоровительными целями. Эти оздоровительные процедуры считались настолько важными, что семейные ванны перешли на круглосуточный режим обслуживания, а якобы супруги просто дежурили под стенами, готовые без всякого «якобы» за вполне разумную цену подарить каждому желающему семейное счастье в банном кабинете на час или на ночь, что на банном сленге подразумевало «выпустить пар».
Прощай, немытая Одесса!
Наверное, правильно сказать, что каждая одесская баня была чем знаменита. Так, «Общественные бани» на ул. Новорыбной (Пантелеймоновской) славились изысканным обществом, которое приходило в «Общественные бани» потереть друг другу спинку и свистнуть у соседа общественное мыло. Или «Славянские мраморные бани с номерами», открытые на углу ул. Княжеской одесским предпринимателем Буковецким еще во второй половине ХІХ столетия. В их номера ходили с формулировкой: «Заодно и помоемся!». А разве могут кануть в безвестность «Харьковские бани» Уманского (ул. Пушкинская, 73),
Так что, как видим, банное дело в Одессе было на высоте. По крайней мере, уже к середине XIX века в Одессе работало более сорока «учреждений общественной помойки», как писали местные путеводители. А слава одесских бань была столь велика, что в 1889 году мытьё в одесской бане вдохновило Антона Павловича Чехова на знаменитую сентенцию: «В бане всё должно быть прекрасно: и мыло, и душ, и лицо, и ниже».
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More
1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More
В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More