За всю историю внешнего независимого оценивания (ВНО) выпускников школ, которое призвано уничтожить коррупцию при поступлении в вузы, оно не проходило с такими скандалами как в этом году. Ни в экспериментальном 2002 году, когда протестировали первую тысячу первокурсников, ни в 2008 году, когда тесты впервые заменили вступительные университетские экзамены, таких проколов не происходило. Есть основания полагать, что все эти недочеты спланированы… самим Министерством образования и науки.
— Мы говорим постоянно о том, что качество ВНО надо повышать. Но в результате каждый год тесты становятся экспериментом над абитуриентами: то были сложные задания по истории, то по английскому языку и так далее. Поэтому мы вернули авторитет средней школы: кроме ВНО теперь учитывается еще и средний балл аттестата. Это позволит объективно показывать знания абитуриента, — в этой длинной фразе председателя парламентского комитета по образованию, нардепа-регионала Максима Луцкого — вся соль политики, проводимой совместно с министром Дмитрием Табачником.
Ее цель — ликвидировать систему поступления только по результатам тестов. Сначала Минобразования разрешило приемным комиссиям вузов учитывать и средний балл аттестата. Затем — добавлять баллы за посещение подготовительных курсов. И оба года пребывания у власти Табачника его министерство шло к ключевой цели — вернуть вступительные экзамены в вузах.
Эта идея была даже вмонтирована в новый закон «О высшем образовании». Но из-за студенческих протестов премьер Николай Азаров отдал документ на переделку рабочей группе из ректоров, экспертов от образования и самих студентов. В их версии законопроекта, вновь переданной Кабмину, нормы о введении экзаменов нет. Однако и тестирование этого года прошло с невиданными ошибками…
Все началось с обязательного для всех теста по украинскому языку и литературе. Из-за большого количества желающих абитуриентов, их разделили на две сессии. Писали они его с разницей в день.
«Втородневников» ждал сюрприз. Три задачи в первой тестовой тетради были такими же, как и на пробном тестировании. Его за отдельную плату все желающие могли сдать в марте.
Тестируемые в первый день сразу подняли шум — такое совпадение поставило поступающих в неравные условия. Они написали жалобу на сайте «Петиция» и собрали более 600 электронных подписей под требованием пересмотреть результаты. Государственное учреждение, ответственное за тестирование — Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО), отговорился — ничего страшного, бывает.
Дальше прогремел инцидент в Донецком профессиональном металлургическом лицее Ткаченко. Его использовали как пункт тестирования. И здесь у одного из поступающих отобрали мобильный с подключением к Интернету. Парень сидел в соцсети и ответы на задачи теста там появились уже через несколько минут после того, как поступающим раздали якобы «конфиденциальные» тетради с заданиями.
Объяснять утечку информации УЦОКО не стал. Хотя обычно ответы засекречивали при поддержке СБУ. И не было ни одного случая, когда кому-то удавалось их узнать и распространить.
Через несколько дней прошло тестирование по математике. Поступающих снова поделили пополам. И снова второй сессии «повезло» — в отдельных тестовых тетрадях были представлены задачи с такими же алгоритмами, как и на первой сессии. Этого тоже никогда не допускалось во время тестирований предыдущих лет.
Цифры свидетельствуют, что такое неравенство условий сыграло огромную роль. В первую сессию математического теста максимальные 200 баллов набрали 112 абитуриентов. Во вторую — 287, то есть, больше чем в два раза. Таким образом абитуриентов снова столкнули лбами. Они разделились на две группы: одни требуют отмены всех результатов, другие — оставить все как есть.
Тест по истории Украины вообще прошел в жанре «ужасы». Сначала УЦОКО перепутал наклейки на пакетах, в которые должны вкладываться ответы. Вместо «История Украины» наклеили «Математика». Наклейки спешно меняли прямо на пунктах тестирования. Далее произошла путаница с заданиями, причем, и в первой, и во второй сессиях.
Кроме того, в русскоязычных вариантах были и грамматические ошибки. А в одном из заданий забыли дописать текст в варианте ответа. Еще в тесте по истории семь задач оказались идентичны тестам 2010 года. Точку в карнавале ошибок поставил тест по биологии. «Якими кровоносними судинами венозна кров рухається ВІД серця», — спросили составители тестов в украиноязычной тетради с заданиями. «По каким кровеносным сосудам венозная кровь движется К сердцу», — было написано в русскоязычном варианте. И таких заданий-антонимов было два.
Обманутые абитуриенты, их возмущенные родители — все это окончательно подрывает идею независимого тестирования. Один из ее «отцов», бывший директор УЦОКО Игорь Ликарчук подозревает — не случайно.
— Если бы тесты составлялись компьютером, в них не попали бы использованные ранее задачи. Все ошибки от того, что к отбору задач допустили людей. Очень похоже, что ВНО пытаются скомпрометировать, чтобы снизить уровень доверия к ним. И отказаться от тестирования, — считает он.
Для чего Минобразования разрушать систему, которая в 2008-2009 годах позволяла ребятам из небогатых семей и далекой провинции спокойно занимать бюджетные места на престижных факультетах столичных университетов?
Это позволяет зарабатывать приближенным к министерству лицам. И системно увеличивает поток коррупционных денег в образовании. Так было с самого первого шага по демонтажу нынешним министерством системы поступления только по результатам тестов. Как только в 2010-м году начали учитывать и средний балл аттестата — снова расцвела практика покупки оценок. Тогда же представители общественной организации «Опора» заметили 23%-ный скачок продаж школьных журналов.
Прошло два года и вот — новое доказательство завышения школьных оценок. Мы проанализировали данные о количестве золотых медалистов. Если в 2009-м году, когда тесты были единственной пропуском в вуз, медалями наградили семь тысяч школьников, то в этом году государство заказало в два раза больше — 15 тысяч 900 золотых медалей.
Максим ОПАНАСЕНКО, бюро журналистских расследований «Свідомо».
Находчивость школьников не знает границ. Во все времена при сдаче экзаменов многие пользовались шпаргалками. Сейчас к бумажным шпаргалкам, написанным мелким почерком на листочках, добавились современные технологии. В ход идут мобильные телефоны, смартфоны и прочие блага цивилизации. Не стали исключением и те, кто сдавали тесты в Одессе.
— Работы 32 человек в Одессе были аннулированы, — говорит директор Одесского регионального центра оценивания качества образования Анатолий Анисимов. — При сдаче тестов они пользовались шпаргалками, мобильными телефонами, Интернетом.
Анатолий Юрьевич рассказал, что раньше школьники во время сдачи тестов пытались искать ответы на тесты, переписываясь с друзьями по мобильному телефону. А теперь еще до начала тестирований в социальных сетях создаются специальные группы. Причем, в группах состоят участники из разных городов и областей Украины. Те, кто сидел на тестах, писали свои вопросы или выкладывали в сеть фотографии с тестами, другие активно помогали искать ответы на все интересующие их вопросы.
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
View Comments
Что бы не придумавали бы,всегда найдется лазейка.Это в крови у нашего народа-чад надо пристоить любым способом.
НЕ заморачивайтесь,то же высшее образовангие на самом деле никому не нужно,поступайте в самый легкий и дешевый вуз,а жизнь покажет...