Инженер-майор Франц Сент де Волан, давая совет Дерибасу, где строить Одессу, совершил недопустимый для профессионала просчёт: выбрал под застройку место, где море, по сути, не замерзало, а зимы были столь мягкими, что это регулярно заставляло страдать женскую половину Одессы. Теплынь, как в нынешнем году, лишала одесситок возможности продемонстрировать, то лучшее, что было им дано природой, то есть висящие в шкафах натуральные шубы. Поэтому вдруг ударивший недавно в Одессе по чьему-то недосмотру мороз тут же нас надоумил: надо срочно пропеть гимн шубе.
Ну что ж, вспомним былые годы и уж заодно и былые шубы. Так что, простите, сегодня вас ждёт очень ностальгический материал. Одним словом, тем, у кого слабые нервы, лучше его не читать.
Остап Бендер, которого лучше других знали наши земляки И. Ильф и Е. Петров (хотя бы потому, что они его придумали), учился в одесской гимназии Илиади, той, что вначале стояла на Дворянской улице на месте нынешней Академии холода. То ли предчувствуя, что с холодом надо быть осторожным, то ли в частной гимназии преподавались специфические предметы, но Бендер вынес из её стен серьёзные знания о мехах. Столь серьёзные, что нынешние кутюрье пусть даже и не пробуют тягаться с великим комбинатором. Судите сами, так профессионально убедить Людоедку Эллочку, что та кошка, которую Эллочка собственноручно красила какой-то гадкой акварелью, это шанхайские барсы. И, главное, какой дар заглядывать в будущее — предвидеть, что пройдёт совсем немного времени и барсы, норки и песцы поплывут к нам именно из Шанхая, конечно, уже крашенные не какой-то дилетанткой Эллочкой, а заслуженными аферистами КНР.
Меха в Одессе почитали и предпочитали. Никогда не говорили «пошить шубу», говорили «построить шубу». Получалось, что шуба шла вровень с недвижимостью. Хотя в отличие от нашей недвижимости, цена на шубу никогда не болталась, как пустая бочка в кузове, а была стабильна и разумна. В первую очередь это наблюдалось в солидных одесских магазинах мехов. А одним из первых по солидности считался магазин Ивана Ставро, что располагался в доме Маврокордато (улица Ришельевская, 12). Примерка шубы здесь была целым ритуалом. Сначала её раскладывали на дубовом полированном столе, долго щупали и многозначительно кивали головами. Потом хозяин лично расстёгивал пуговицы (круглые или бочоночки), словно не доверял эту деликатную процедура своим приказчикам. Наконец старший приказчик набрасывал шубу на плечи покупательницы или покупателя. А в это время младшие приказчики с остервенением протирали зеркало в три метра высоты, и такая высота была совершенно оправдана, ибо покупатель, замахнувшийся на такую шубу, мгновенно вырастал в собственных глазах.
Трудно сказать, чем продиктовано такое уважительное отношение к мехам в Одессе. Может быть, просто довлел опыт истории. В Одессе любой знал, что слово «шуба» заимствовано из арабского языка и там звучит как «джубба». Только ответить на вопрос: зачем арабам с их + 40° в тени нужны «джуббы», не мог никто.
Психические расстройства на почве меха предопределяла и близость Турции. Тамошние продавцы демонстрировали чудеса изобретательности. Например, если на шубе начинал «лезть» мех, продавец-турок предоставлял шубе полную свободу, и когда она полностью лысела, в Турции это называли поэтично и очень гламурно — «кожаное пальто».
Свою толику вносил и одесский менталитет, который специфически проявлялся при соприкосновении с «мягким золотом». Одной из особенностей мехов была необходимость их периодически проветривать. В Одессе это делалось несколькими способами. Проветрить шубу можно было, к примеру, во дворе. А чтобы там она не стала добычей жуликов, шубу надо было на что-то надеть. Чаще всего для этого семья использовала бабушку, выжившую из ума, но не настолько, чтобы отдать дорогую шубу кому попало. Поэтому если у воров, работающих по дворам, чесались руки взять чужую шубу, её приходилось брать с нагрузкой, то есть с бабушкой. И если шубу, при определённой ловкости, удавалось, в конце концов, кому-нибудь сбыть, то с бабушкой такой номер не проходил. Поэтому у некоторых воров, чистящих дворы, в их в домах жило до сорока бабушек, а это пагубно влияло на престижную профессию — тянуло завязать.
Кстати, шуба мехом внутрь в народе называлась кожух. Кожух очень достоверно описывали украинские писатели. Например, из классики украинской литературы ХІХ века мы узнаём, что в украинских семьях такая шуба-кожух была одна на всю семью. Одесситы очень уважали классику, готовы были следовать её примерам, только не сильны были в деталях. Одесситы, следуя наставлениям украинских мастеров пера, тоже шили одну шубу на всю семью — а больше одной и не требовалось. Просто одесская шуба делалось широкой, причём, настолько, что в ней умещалась вся семья. В шубе гоняли чаи, справляли именины, варили самогон и в ней же его выпивали.
Нельзя обойти стороной и такой момент: век назад в кругу интеллигентных людей было принято помогать шубы снимать. Эту заботу в Одессе взяли на себя специфические люди со специфическими именами — Сеня Буцис, Лёвка Бык, Жора Гробовщик. Как правило, шубы снимали ночью при отсутствии свидетелей и наличии револьвера. Тогда ещё не понимали (как, наконец, поняли мы сегодня), что фактически это был прообраз службы социальной помощи населению. Но уроки прошлого не пропали даром: цивилизация шагнула вперёд и взяла своё. Нет, сегодня не поменялись методы, но поменялись имена. Сегодня расстаться с социальными накоплениями гражданам помогают службы газа, воды, электроэнергии, хотя самый кровожадный в этой компании ЖКХ. Наш ЖЭК — это не Жора Гробовщик, он пощады не знает ни к кому.
Особым шиком у дам считалось, когда нижний край шубы волочился по земле. Это был важный знак — значит, за такой дамой можно волочиться, что и делали два-три ухажёра. Но если длина шубы была напротив настолько коротка, что было видно бедро, а в идеале и обвивающие его дамские подвязки, за такой дамой уже волочилось девять-десять кавалеров, и тут никакие другие знаки были не нужны — только денежные.
Кстати, неплохо напомнить, что уже в советское время меха приобрели новый, можно сказать сакральный смысл. Статус начальника определялся по тому, какой мех носила его супруга. Воротник из лисы-чернобурки (внимание, важная деталь — «с лапками») могла носить только жена секретаря обкома или горкома. Не дай Бог, надеть лису «с лапками» было жене работника райисполкома. Его ждала ссылка. Нет-нет, не в Сибирь, куда когда-то ссылали узников чести декабристов (какая уж в исполкоме честь!). Всё было банальней и страшнее: можно было из хлебного кабинета в райадминистрации загреметь начальником цеха на какой-нибудь завод, а это было пострашнее ссылки — там приходилось вкалывать по-честному. Вот и оставалось довольствоваться лисой без лапок.
Так, у мехов было открыто ещё одно важное свойство: входить и выходить из моды. Поводы для этого были самые неожиданные. В 60-е годы прошлого века, казалось бы, всё! — с мехами покончено. Но на экраны вышел фильм Клода Лелюша «Мужчина и женщина», в котором Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян с таким французским шиком носили русские дублёнки, что жюри Каннского кинофестиваля просто растерялось: кому давать пальмовую ветвь — фильму или дублёнке. Зато Россия, наконец-то, хоть что-то получила в Каннах, а мир снова получил меха.
Ну что ж, к меху можно относиться по-разному. Но отрицать, что он возбуждает интерес и делает людей, особенно женщин, красивыми, не сможет никто. Вот потому в Одессе всегда и ценили меха: в красивом городе должны жить красивые люди.
649806
По информации Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в четверг, 19 сентября 2024 года, в… Читать далее
Кандидат геологических наук Сергей Кадурин не исключает, что в Украине может произойти сильное землетрясение, которое… Читать далее
В Одессе школьники, чьи родители погибли, защищая Украину от российских оккупантов, будут ежегодно получать от… Читать далее
Захлестнувшая Одессу волна дерусификавции добралась и до знаменитого Книжного рынка (он же – Книжка). И… Читать далее
Одесский городской совет в ходе сессии, состоявшейся сегодня, 18 сентября 2024 года, выделил более 300… Читать далее
Сегодня, 18 сентября 2024 года, на очередной сессии Одесского горсовета приняли решение касательно ремонта злосчастного… Читать далее
Просмотреть комментарии
Какая, однако, приятная статья. :-)
Спасибо за статью. А то надоело уже все про политику. Даешь еще что-нибудь красивое?!