Этот спортсмен относится к плеяде футболистов, на чьей судьбе развал Советского Союза отразился самым причудливым образом. Коренной одессит Юрий Никифоров, начинавший в СКА и «Черноморце», под влиянием исторических событий всю свою жизнь провел вдалеке от Украины, стал одним из символов сборной России, успел поиграть в Испании и Голландии, а карьеру завершил и вовсе в далекой Японии.
В интервью «Одесской жизни» спортсмен рассказал не только о том, почему сделал выбор в пользу северного соседа, но и о таких любопытных «мелочах», как драка Ван Нистельроя и Ван Боммеля, мотоцикл своей бабушки…
– Юрий, в 60 — 70-х годах в Одессе противостояние команд «Черноморец» — СКА считалось чем-то особенным. Вы начинали играть в 80-х и успели побыть и «моряком», и «армейцем». Имело ли для вас принципиальное значение, в какой из этих команд играть, или тогда уже не было такого «градуса» противостояния?
— В 80-х годах такого противостояния уже не было. Футболисты из СКА выступали за «Черноморец» и наоборот. Что же касается моего появления в СКА, то подходило время службы в армии и был вариант остаться в СКА. Это был бы шикарный вариант!
— Долгое время по Одессе ходила легенда, что ваша бабушка, придя на футбол, выиграла… мотоцикл. Это правда?
– Это кристальная правда, в которую никто не верит! Я как раз был в Канаде на юношеском чемпионате мира. Билеты на матч, где один-единственный раз разыгрывалась лотерея, покупала бабушка и отдала их маме. Как рассказывал мой брат Саша, мама сидела на трибуне, когда объявили результат. Никто не мог в это поверить, однако мотоцикл она действительно получила.
– А какова судьба мотоцикла?
– Кто тогда умел на нем кататься?! Мама подарила его своему старшему брату…
– Но золотая эра в один момент закончилась. Развалился Советский Союз. Вы продолжали играть в «Черноморце» уже в чемпионате Украины. Вспомните свои ощущения… Что изменилось?
– Это, увы, был уже совсем другой чемпионат, другой уровень. Без таких команд, как «Спартак» (Москва), «Динамо» (Тбилиси), «Арарат» (Ереван). Были проблемы с официальным выступлением на международной арене. Я, Илья Цымбаларь, Виктор Онопко через некоторое время уехали играть в Россию.
А каково было нашим сверстникам, оставшимся в Украине? Три-четыре года становления – это очень большой провал в уровне. Если ты не играешь на международной арене, это не шаг, а несколько шагов назад. Я ведь мог никуда не уходить, а мог уйти в киевское «Динамо», от которого было предложение. Но пригласил и «Спартак», и я решил – в «Спартак»!
— Но почему вы решили выступать за сборную России?
— После развала Союза я провел три игры за сборную Украины – в Ужгороде с венграми и в Америке. Также и Цымбаларь. Когда мы уже полгода провели в «Спартаке», нас пригласили в сборную России.
Поймите, если тебя полгода не приглашают в сборную, нужно смотреть правде в глаза. Если бы нас в тот период звали бы в сборную Украины, я даю 95%, что мы бы уехали играть под украинским флагом. Предложений не было. Мы поговорили с Романцевым. Его слова были такими: «Вам надо играть на международном уровне, вы делаете глупость!» И мы приняли гражданство России.
– Поиграв за скромный «Спортинг», вы перешли в состав ПСВ «Эйндховен». Каким вам показался уровень голландского чемпионата?
– Честно сказать, уровень невысокий, кроме трех-четырех клубов: ПСВ, «Фейеноорд» и «Аякс» плюс какая-нибудь команда второго эшелона. Они каждый год меняются. Бывало так, что, направляясь на какой-нибудь матч, я уже точно знал, что мы выиграем. Вопрос был только в том, сколько забьем. Уровень чемпионата невысокий, но школа подготовки молодых игроков отлажена до автоматизма.
Там умеют работать с талантами. Ребят очень рано начинают подпускать к основной команде. Там нет такого, как у нас, когда тренеру по звонку указывают, какого паренька брать в команду, какого ставить в основной состав.
– В ПСВ вам довелось плечом к плечу поиграть со звездами мирового футбола. Каковы в быту те, кого мы, простые болельщики, можем видеть только по телевизору?
– Первое, что хочу сказать: Люк Ниллис — очень порядочный человек, очень нам помогал. Ну и, конечно, не могу не рассказать одну историю, очень ярко характеризующую двух разных людей – Рууда Ван Нистельроя и Марка Ван Боммеля. Была у нас тренировочная игра между собой. И вот Ван Боммель одного парня, Андрея Скерлу, тоже из соцблока буквально «рубит». Он знает, что тот не играет в основном составе, и позволяет себе играть жестко, даже жестоко. В итоге наносит Андрею травму.
И в этот момент Ван Нистельрой, тоже голландец, партнер по сборной, подбегает к Ван Боммелю, начинает орать на него, валит на газон и бьет головой о землю. Я был в шоке. Вот вам пример порядочности со стороны футболиста, одаренного от Бога.
— Поиграв в Испании, Голландии и Японии вы очень хорошо узнали, что такое хлеб легионера. Насколько он сладок?
— Важно понимать, что, приезжая в другую страну, ты отбираешь хлеб у местного игрока. Ты занимаешь его рабочее место. И все зависит от того, как ты себя поведешь. И дело тут не только в твоем уровне футболиста. Нужно знать законы коллектива…
— Где наиболее трудно прижиться нашему человеку?
— В Голландии труднее всего. Голландцы считают себя некоей высшей расой, очень высокого мнения о себе. В Японии трудно, но по другой причине. Выучить язык очень трудно, а без языка далеко не пойдешь. Ну, а легче всего в Испании. Я там живу уже много лет, дочь в университете учится.
— Япония – очень экзотическая страна. Что больше всего запомнилось?
— Профессиональный подход к делу. Там учитывают все до мелочей. Вот вам пример: когда мне клуб подыскивал квартиру, то сообщили, что возле дома нет парковки и до нее далеко идти. Они очень извинялись и обещали все исправить. Я спросил, сколько до нее идти? Мне сказали, что пять минут. Я был шокирован в приятном смысле.
– Вы говорили, что когда ваши дочери выйдут замуж, устроят свою жизнь, то вы вернетесь в Одессу. Есть ли и сейчас такие планы?
– Такое желание по-прежнему есть, я этого все еще хочу. Но если моя старшая дочь уже наметила себе жизненный путь, то младшая еще нет. Поэтому пока мое возвращение откладывается…
Юрий Никифоров — универсальный игрок. За свою карьеру выступал на разных позициях на поле — от нападающего до защитника. Играл за:
«Черноморец» (Одесса) – 77 матчей, 5 голов;
СКА (Одесса) – 5 матчей, 0 голов;
«Спартак» (Москва) – 85 матчей, 16 голов;
«Спортинг» (Хихон, Испания) – 65 матчей, 2 гола;
ПСВ «Эйндховен» (Голландия) – 99 матчей, 5 голов;
«Ваалвейк» (Голландия) – 29 матчей, 1 гол;
«Урава Ред Даймондс» (Япония) – 12 матчей, 0 голов.
Провел 55 матчей за сборную России, три игры – за сборную Украины.
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More