«Ничейная» крепость
Вопрос о том, кому принадлежит крепость, и кто должен платить за ее реконструкцию, многие годы оставался в подвешенном состоянии. За это время памятник медленно разрушался, денег хватало лишь на «латание дыр». Но в конце 2010 года ситуация изменилась.
Как пояснил мэр Белгород-Днестровского Игорь Нановский, Аккерман и ряд памятников архитектуры в городе передали облсовету в собственность без обсуждения с горожанами.
Снова о памятнике заговорили на сессии Одесского областного совета в пятницу, 18 февраля, когда выяснилось, что его передадут вновь созданному коммунальному предприятию «Фортеця», подчиненному региональному собранию. Эта позиция возмутила аккерманцев, ведь ранее предполагалось создать на базе крепости государственный заповедник, сродни Каменец-Подольскому.
— В Каменце целый город кормится за счет заповедника, так как сейчас, после реконструкции, он приносит огромную прибыль, — посетовал мэр. — Громада города Белгорода-Днестровского еще в 2008 году приняла Стратегический план социального и экономического развития города на период до 2017 года, в котором четко определено – единственной формой содержания и развития средневековой крепости должен стать Государственный историко-архитектурный заповедник. Решение же Одесского областного совета о создании на территории крепости коммунального предприятия «Фортеця» идет вразрез не только со Стратегией развития города, но и Государственной программы реконструкции.
Впрочем, в облсовете к заявлению мэрии отнеслись весьма скептически. Несмотря на то что, Белгород-Днестровская крепость является визитной карточкой города и ее ежегодно посещают сотни тысяч туристов, на ее содержание в муниципальном бюджете за последние десять лет не нашлось ни копейки.
— Деньги не выделялись ни от продажи экскурсионных билетов, ни от размещения торговых точек, ни от различных развлекательных мероприятий, — сетует начальник управления охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации Наталья Штербуль. — Все противоаварийные работы в последние годы проводились за счет областного и государственного бюджетов. Причем, львиная доля приходилась именно на областной.
В мэрии Белгорода-Днестровского сетуют, что рады были бы помочь крепости, но город сам дотационный, потому, чтобы выделить деньги, их сначала нужно откуда-то получить.
— Нам не выделяли на эти цели ни копейки, хоть мы и просили, откуда же нам их взять? — поделился с «ОЖ» Игорь Нановский.
У крепости была надежда получить необходимое финансирование от государства. Она вошла в программу подготовки к Евро-2012 (как один из туристических объектов). Но, когда Одессу исключили из списка принимающих городов, лишили помощи и Аккерман.
Идея создания коммунального предприятия, а не заповедника принадлежит управлению охраны объектов культурного наследия. В нем утверждают, что так будет эффективнее.
— Почему КП, а не историко-архитектурный заповедник? Создание заповедника — это вопрос не одного месяца, а меры необходимо принимать срочно, — утверждает Наталья Штербуль. — Я занимаюсь проблемами крепости восемь лет и могу утверждать, что, учитывая возможности нашего бюджета, коммунальное предприятие — наиболее эффективная форма управления.
По словам чиновника, это позволит сразу же аккумулировать все средства на счете предприятия и направлять их на ее же содержание. А любое финансирование с госбюджета нужно будет долгие годы отстаивать.
Шашлыки долой
Наталья Штербуль поделилась и первыми планами по сохранению памятника, ведь ее ведомство будет осуществлять контроль за работой коммунальщиков.
— Сперва нужно обеспечить надлежащую охрану, чтобы предотвратить разворовывания крепостной кладки, — рассказывает специалист. — Затем – удалить с территории лотки с шашлыком и сигаретами, провести консервационные работы. И, наконец, продумывать конкретные действия по реставрации объекта, искать альтернативные источники финансирования.
Впрочем, пока все это выполнять некому. Ведь облсовет лишь создал предприятие, а вот директора не назначил. Кандидатура заместителя главы Суворовской райадминистрации Одессы Андрея Болдина (брат экс-депутата горсовета от Блока Эдуарда Гурвица «Наша Одесса») была отвергнута, а новую никто не предложил.
Недавно археологи сделали сенсационное открытие. Оказывается, ров, который окружает древнюю крепость – самый глубокий в мире. Первоначальная его глубина – больше 20 метров, сейчас – около 10 метров. Ширина сооружения – 13-14 метров.
Ров, который окружает крепость с трех сторон, заполнялся с помощью специального накачивающего устройства водой из Днестровского лимана – он прикрывал сооружение с четвертой стороны. Благодаря использованию шлюзов, вода задерживалась внутри рва.
Автор: Ольга Симоненко
Россия атаковала Украину дронами, в то же время взрывы прогремели в порту Тамань. Генштаб обновил… Read More
В Одесской области роды принимали прямо в пути. Младенец родился в карете скорой помощи и… Read More
В Одессе активисты общественной организации «Робимо вам нерви» «обновили» защитный саркофаг, за которым недавно скрыли… Read More
Российские оккупанты ночью на 22 декабря снова совершили массированную атаку дронами на Одесскую область. Враг… Read More
В Одессе проверяют деятельность заведения, где посетителям за деньги предлагают играть с кошками и даже… Read More
Доброе утро, друзья! Сегодня понедельник — старт новой рабочей недели и уже чувствуется приближение праздников.… Read More
View Comments
охуенно