Корреспондент «Одесской жизни» прошлась по историческому во всех отношениях городскому бульвару и запечатлела самые интересные объекты, которые в ближайшее время могут, к сожалению, исчезнуть.
В связи с последними событиями, связанными со старейшим нашим бульваром, известные строки из знаменитой песни «Бульвар Французский весь в цвету» пора бы уже, кажется, заменить на «Бульвар Французский весь в стройках».
Он стал именоваться Французским после того, как Николай II в 1902 году совершил визит во Францию. Кстати, насчет бульвара, который весь в цвету. С цветами и деревьями всегда было сложно.
— Судите сами. Под ногами — ракушечник, деревья и другие растения не приживались. Почву для них завозили из других городов, к примеру, из Умани. Усилия для того, чтобы все было в цвету, предпринимались просто огромные. Поэтому и стоит только поражаться, что именно здесь появился и живет по сей день наш Ботанический сад, что бульвар и в самом деле стал «в цвету», — обращает наше внимание Алена Калетинская.
Бульвар несколько раз переименовывался. Был даже Хуторской дорогой — поэтому, вероятно, и многочисленные дачи на нем именовались хуторами. Он строился и перестраивался, правду сказать, далеко не только сейчас.
А что же сейчас?
Мы начинаем свое ностальгическое путешествие от места, где Французский бульвар «состыковывается» с Итальянским, и это место, как рассказывает Алена Калетинская, когда-то утопало в лужах, в которых купались утки. А позже, когда бульвар замостили, появилась традиция: все, кто снимал кино в Одессе, считал своим «долгом» выковыривать на память камешек из мощения бульвара. Такая вот странная традиция.
Ну а теперь обращаем внимание на «показательное» здание слева. Серое, долгое время бывшее поликлиникой для военнослужащих, когда-то оно было построено как здание присутственных мест. Почему же показательное? Да потому, что оно, как и множество других исторических построек, стоит себе в ожидании серьезной реставрации. Мы можем полюбоваться на изображение Фемиды с завязанными глазами на его фасаде. Сейчас оно в упадке — так и хочется самому завязать глаза, глядя на него. Какова его судьба в будущем?..
— Ракушечник недолговечен, это известно. Но если бы правильно ухаживали за построенными из него домами, все было бы в порядке, — отмечает Алена.
Ох уж это наше «если бы»!.. А наш гид, между тем, рассказывает, что еще в 90-х годах прошлого столетия многие здания на Французском бульваре каким-то непонятным образом потеряли статус памятников архитектуры.
Далее обращаем внимание на здание на Французском бульваре, 5, «с козырьком и самыми красивыми дверями в Одессе». Сохранилось каким-то чудом, тоже пребывает в упадке. Исторические двери, те самые, за которые у нас недавно взялись общественники, и в самом деле поражают красотой, равно как и жутким состоянием, в котором они, крашеные-перекрашенные, находятся сейчас. Вверху видим буквы Н и М. Они сохранились. Это был жилой дом Н.А.Михайлова.
Еще примета Французского бульвара: некоторые дома только кажутся построенными в советские времена. На самом деле, это перестроенные здания имперских времен.
— Стоит порой зайти вовнутрь такого дома, который на сегодняшний день внешне кажется «невзрачным», а там — такие лестницы, такие потолки, такая красота, что дух захватывает. Все это сохранилось от прежних хозяев таких доходных домов, которые потом переиначивались внешне, достраивались, — рассказывает Алена.
Одесский военный госпиталь… Вот еще один пример того, как время переиначивает архитектурные изыски прошлого. Не было поначалу никакого входа в него со стороны сегодняшней Пироговской.
— Госпиталь появился в 1799 году, вход в него был здесь, на Французском бульваре, просто сейчас эти ворота заделаны. Но увидеть эти ворота можно, причем с сохранившимися на них фонарями, — рассказывает и показывает Алена.
А вот и наша арка с «мавританскими воротами». Не так давно ее привели в порядок, так что глаза от стыда закрывать не станем. Заходим в арку.
— Это место, равно как и прилегающие участки, часто переходило из рук в руки, как и многое на Французском бульваре. И вот вам здание со стрит-артом, которое тоже далеко не в лучшем состоянии, но еще сохранило следы былого величия. Ну и вот вам след из дня сегодняшнего. Когда арку привели в порядок, решили установить мемориальную табличку с исторической справкой о ней. Так вот, выяснилось, что табличка содержит такое количество неточностей и ошибок, что ее сняли. Теперь от таблички остались только следы на стене, — обращает внимание наш гид.
Далее проходим мимо ворот и входа на дачу Котляревского. Нет, не автора «Энеиды», а состоятельного одесского мануфактурщика. Ах, как прекрасно, что сохранилось, но в каком же жутком состоянии пребывает эта некогда красота!
Ну а далее — еще один сохранившийся домик с деревянным крыльцом и «изразцами». Тоже сохранился, стоит себе, одноэтажный, в окружении современных высоток. Это бывший дом еще одного состоятельного одессита по фамилии Барбариго. Смотрю на него, думаю: ну вот сколько лет он еще будет радовать глаз? Сохранится ли?..
Смотрим на противоположную сторону: красивое бело-красное здание — творение архитектора Влодека. В 1857 году торговцы вином Франсуа Нуво и Виктор Энно основали здесь старейшее винодельческое предприятие. В 1892 году предприятие было продано Удельному Ведомству, которое расширило производство и винные подвалы. По заказу Удельного Ведомства в 1895 году архитектором Львом Влодеком и было построено это здание заводоуправления.
Что у нас там дальше? Ага, стадион «Динамо». Кстати, бывшая дача богатого одессита с «редчайшей» для нашего города фамилией Рабинович. Кажется, почти все историческое, что еще можно увидеть на Французском бульваре — чья-то бывшая дачка.
А вот и «совершенно советский» внешне дом. Нет, не только внешне. Эта многоэтажка была построена в советские времена для советской «знати». Или элиты, как кому нравится. Кстати, дом строился так, что здесь были предусмотрены комнаты для прислуги.
Что ж, любуемся этой советской далеко не дачкой, на фасаде которой огромное количество мемориальных табличек, — и вскоре мы уже у нашей Киностудии. Ей, ее столетней истории и музеям, в скором времени будет посвящен отдельный материал.
Мы же идем дальше и видим пример того, как красивейшее историческое здание (Французский бульвар, 37) не только сохранено, но и приведено в порядок, да так, что и действительно радует глаз. Это бывшая дача Макареско, и этот особняк не снесен, не стал очередной высоткой.
А вот и дом советской постройки, где жила «хорошая девочка Лида» из «Операции «Ы», и где Шурик пытался накормить собаку колбасой со снотворными таблетками. «Кусочек» съемок в Одессе превратил здание в историческое.
Институт им. Филатова… Считался одной из лучших глазных клиник Европы. Сейчас здесь, кроме известной клиники, — два музея, посвященных его основателю. А экскурсоводы любят рассказывать туристам и о том, что у великого Филатова, кроме всего прочего, было еще и отличное чувство юмора. Справляли его 75-й юбилей. Звучали здравицы в честь юбиляра и, конечно же, дарились подарки. Одним из них стал солидных размеров макет человеческого глаза. Владимир Петрович внимательно рассмотрел его и очень серьезно заметил: «Как хорошо, что я не гинеколог…».
Ах, эти дачи Французского бульвара! Вот еще две — дача «белая», дача «зеленая» (Французский бульвар, 28). А это, между прочим, бывшие владения семьи Анатра — владельцев авиастроительного завода. Авиазаводчик Артур Анатра, как рассказывает Алена Калетинская, известен еще и тем, что увел супругу у знаменитого авиатора Сергея Уточкина. Да-да, того самого! И вот ведь какие бывают странные совпадения: Алена рассказывает, что в переводе фамилия Анатра означает… «утка».
Зеленое строение, вероятно, было домиком для гостей. Серое — сама дача. Оба красивейших здания сегодня рассыпаются. Еще немного, — и, кажется, от этих исторических корпусов вообще ничего не останется.
А вот и оно — здание завода Шампанских вин, которое сейчас у всех на слуху. Кстати, его шикарные арочные ворота — далеко не первые. Первые ворота тоже сохранились, причем они рядом — там сейчас находится Медцентр.
Но мы сейчас у главных ворот-арки — красивейших, самых что ни на есть исторических. И, кстати, мемориальную табличку с описанием истории этого места можно отыскать. Правда, это сложно: ее почему-то установили так, что найти трудно: она расположена слева от ворот внизу, чуть выше асфальта. У этой территории, так уж сложилось, довольно запутанная история. Может, поэтому все «путано» и на день сегодняшний.
У скульптуры богини вина и плодородия Амфиктиониды-Деметры, возвышающейся над главным входом в здание завода, тоже есть своя история. Статуя вроде как имеет портретное сходство с супругой Генриха Редерера. Изваяние считалось своеобразным талисманом завода. Чтобы задобрить даму, ее особо тщательно чистили и подкрашивали.
Кстати, еще одна любопытная деталь: шампанское — напиток, считающийся дамским, а Завод шампанских вин (уже советский), был открыт в Одессе 8 марта.
Дачи именитых одесситов Маврокордато, Маразли… Они зачастую становились потом санаториями. Что-то из зданий еще сохранилось. Что-то кануло в Лету, что-то находится в состоянии «полураспада». Мы в санатории «Аркадия». Часть строений — бывшая дача Маврокордато.
Тот случай, когда красивейшие постройки живы. Даже можно увидеть и сохранившуюся скульптуру на них. Но, как подчеркивает Алена Калетинская, «на смотровую площадку залезать я бы побоялась». Да, здания живы. Но состояние их — «облупленное».
Территория санатория — тоже показательная «картинка» того, что было, что стало, и что имеем на день сегодняшний. Былая красота исторических дачных построек и их состояние на текущий момент — словно своеобразные свидетельства. К этому еще добавим неплохо сохранившиеся «арт-объекты» советских времен. Нет, знаменитую девушку с веслом мы не увидели. Зато имеются скульптуры других советских людей (тоже облупленных), активно занимающихся спортом, и героев сказок, выкрашенных в «кислотные» цвета. Красота!
— У нас, к счастью, еще остались пятачки, куда можно привести туристов, любознательных одесситов. Это те самые сохранившиеся кусочки, где можно из настоящего попасть в прошлое. Пусть же останутся хоть они! — говорит в конце путешествия Алена Калетинская.
В ответ раздались аплодисменты. Аплодировали люди тихо: в самом деле, мы можем потерять то, что еще сохранилось, и уже очень многое потеряли, потому бурные овации были бы просто неуместны.
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
View Comments
Спасибо! Будто прогулялась по Одессе!
Людям, конечно, не все равно. Время и скорость жизни многое меняют. Сделать Французский бульвар пешеходной зоной и вложить деньги в реконструкцию зданий никто не станет. А жаль.