В первое воскресенье июля уже традиционно отмечается День Военно-морских сил Вооруженных сил Украины. Поздравляя наших бравых моряков, невольно задумываешься о том, что это за люди, какие они. Ясное дело, что все как один — красавцы и храбрецы. Но даже самые отважные из них все-таки немножечко суеверны. Суровое море диктует свои законы. «Одесская жизнь» решила разузнать, какие из старинных моряцких примет и суеверий живы до сих пор, а какие — давно канули в лету. И не появилось ли чего-нибудь новенького?
Корабль по умолчанию считается женщиной. Одни поясняют эту традицию тем, что в языке родоначальников современного мореплавания — англичан слово «ship» (корабль) всегда женского рода. Другие уверены, что присутствие женщины среди множества мужчин неизбежно приводит к конфликтам. Третьи считают это очевидным и верят: корабль всегда ревнует к другой женщине.
Отсюда и сохранившиеся в украинском флоте традиции «задабривания» корабля. Так, если вернувшийся с побывки моряк сообщает, что у него родилась дочь, ему следует подготовиться к вынужденному купанию. Отца новорожденной выбросят за борт, чтобы усмирить ревность корабля к маленькой женщине-сопернице. Конечно, позволив перед этим вынуть из карманов мобильный телефон и документы. Впрочем, опытный моряк уже заранее готовится и прибывает на борт одетым попроще, помня о купании.
Женщин на большинстве кораблей украинского военного флота сегодня вы не найдете. Но в такой дискриминации следует винить не традиции, а, скорее, недостаток средств в бюджете страны.
Многие капитаны ничего не имеют против женщин на корабле. В теории. Но большинство кораблей украинского флота — советской постройки, рассчитаны на строго мужской экипаж. То есть для женщины, решившей сегодня послужить в ВМС, пришлось бы изрядно переоборудовать помещение, учесть отдельное проживание, санитарию-гигиену и даже медика.
Покровителем моряков до сих пор считается святой Николай, которого называют «скорым помощником». Выбор не случаен: в истории жизни святого Николая упоминается, что однажды он воскресил моряка, разбившегося насмерть во время шторма.
По преданию, все православные святые, кроме Николая, оказывают помощь молящимся, получив предварительно одобрение Всевышнего. И только у святого Николая есть позволение в критические минуты помогать молящимся самостоятельно, не согласовываясь с Богом. Так что и в этой сфере моряки больше всего ценят скорость и сноровку.
Верующие одесские моряки, в том числе и военные, перед выходом в море часто приходят помолиться в Свято-Николаевский Приморский храм, находящийся на Морвокзале. Там же молятся за них близкие, которые остаются ждать на берегу.
Огромный пласт традиций и суеверий уместен теперь разве что в воспоминаниях или приключенческих романах о море. В основном — приметы и правила, связанные с погодой. Они потеряли смысл с окончательным переходом от парусного мореплавания к современному, высокотехнологичному, не требующему попутного ветра.
Одесские старожилы еще помнят и охотно пересказывают погодные приметы:
Чайка ходит по песку — моряку сулит тоску.
Солнце село поутру — моряку не по нутру.
Солнце красно к вечеру — моряку бояться нечего.
Но для новых поколений это уже звучит забавной бессмыслицей и не имеет никакого отношения к реальному флоту.
То же и с чайками, которые многие столетия считались вместилищем душ погибших моряков. Да, обижать морских птиц до сих пор не принято. Но в то, что крики чаек — это призывы умерших, никто уже всерьез не верит.
Осталась в прошлом и давняя привычка моряков делать памятные или охранные татуировки. Гораздо более интересные тату можно обнаружить сегодня на теле молодого офисного работника, чем у опытного моряка.
Старые приметы иногда еще всплывают забавным образом — «задним ходом». То есть женщину на мостике давно уже не считают дурным предзнаменованием. Но если случится беда, то это непременно припомнят и свяжут с несчастьем. В общем, все — как на суше.
При выходе из порта всех новичков на военном корабле ожидает традиционное «причастие» забортной водой. Выпить хотя бы несколько глотков морской воды придется. Вроде как лучше сразу хлебнуть добровольно, в рамках ритуала, чем рассердить море и хлебать потом воду, оказавшись за бортом.
Разумеется, набирают забортную воду не в акватории порта, где она загрязнена всеми мыслимыми и немыслимыми отходами, а подальше от берега, уже в открытом море.
Похожая традиция есть и у моряков на подводных лодках. Они считают глубину погружения «плафонами» и хвастаются, сколько у кого таких «плафонов» на счету. Название объясняется просто: при погружении молодые матросы пьют забортную воду из плафона, снятого с освещения. И этот плафон наполняется заново на каждых 50-ти метрах глубины.
Многие суеверия ушли в прошлое. Но традиция не употреблять слово «последний», говоря о плавании, сохранилась. Раз, выход в море, корабль — все это может быть только «крайним».
Есть и слова, которые просто считаются неуважительными. Говоря с моряком, не стоит употреблять слово «судно», только — «корабль». При этом одни служащие военно-морского флота объясняют, что «суда» — это у гражданских, у военных бывают только корабли. А другие и вовсе презрительно перебивают:
— Судно тебе медсестричка в палате приносит!
Большинство же примет явно дублирует обычные, «сухопутные». Например, принято никогда не подавать руку через комингс — высокий (до 60 см) дверной порог на судне, не свистеть и не предвкушать заранее вслух удачный исход, чтоб не накликать дурного.
Во что до сих пор верят все военные моряки? В то, что у каждого корабля — свой особый характер. Мало быть просто хорошим опытным мореходом. Нужно уметь понравиться кораблю, на котором ходишь в море, приноровиться к нему! Иначе каждая деталь здесь будет против тебя, и все возможные несчастья неизбежно случатся.
Одно из проявлений взаимной нелюбви с кораблем — «морская болезнь», в шутку названная «копилкой». Откуда название? Объясняем. Большинство дверей на военном корабле представляют собой шлюзы, которые можно задраить наглухо в случае надобности. Чтобы проскочить в такую дверь, мчась сломя голову исполнять приказ командира, нужно успеть вовремя сгруппироваться и эту самую голову пригнуть. Не успеваешь — и получаешь ощутимый удар по темечку.
Это случается почти с каждым. Но у тех, кто «не вписывается» слишком часто, на голове появляется незаживающая царапина, похожая на щель в копилке — отсюда и название. Впрочем, смешно это только на первом этапе. Если член экипажа не уживается с кораблем, дело доходит и до ощутимых черепно-мозговых травм. О случаях, когда из-за таких историй приезжали инспектора с проверками — не избивают ли тут матросов? — офицеры вспоминают без смеха.
Разобравшись и не найдя криминала, такого моряка просто списывают с корабля. А бывшие товарищи по палубе смеются, перемигиваясь:
— Накопил, наконец!
Это очевидно, и все-таки об этом придется сказать. Первый спуск корабля на воду до сих пор не обходится без традиционной бутылки шампанского, разбитой о борт.
Здесь можно пуститься в объяснения о том, что корни традиции уходят во времена кровавых жертвоприношений на удачу, которые со временем заменили красным вином, а после — веселым шампанским.
Но современный моряк не копает так глубоко. Просто знает: легко и красиво разбившаяся о борт бутылка — к удачным дальнейшим плаваниям корабля. А вот если совсем не разбилась… тогда и сегодня многие всерьез задумаются, не сулит ли это несчастья. К счастью, разбиваются эти бутылки почти всегда. И наши корабли отправляются в море, чтобы вернуться в положенный срок, сохранив всю команду.
Фото: кадр из мультфильма «Остров сокровищ» (1988 г.)
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
View Comments
Задумался