«Один из московских литераторов из-за одесской трагедии проклял Майдан: больше нет доверия, нет энтузиазма, нельзя одобрять то, что заканчивается сожжением четырех десятков человек.
Это столь же простая и неверная реакция, как радость: наконец-то дали отпор злу.
Впрочем, разница есть, и немалая. Радость от того, что зло наказано, есть радость физиологическая. Возмущение этим — не физиология, а довольно сложная, искусственная интеллектуальная конструкция.
Физиологию осуждать невозможно. Не от человека зависит засмеяться, когда его щекочут.
Интеллектуальная же реакция подлежит интеллектуальному суду, и проклятия в адрес Украины этого суда не выдерживают.
Никто, нигде и никогда не говорил на Украине, что страна твердо вступила на путь Ганди или Толстого. Почитание Небесной Сотни — не модерное явление, тем более, не христианское, а продолжение очень архаичной и очень почтенной традиции почитания страстотерпцев. Первые украинские святые это ведь страстотерпцы Борис и Глеб. Почитание даже приукрасило степень их страстотерпчества, преувеличило их подобие Христу, вовсе не сопротивлявшемуся убийцам. Глеб — почти мальчик, но Борис — воин, убитый исподтишка именно потому, что он бы вступил в бой с намерением убить врага, защищаясь.
Точно так же хронологически первые украинские святые — безымянные христиане-норманы, которых киевляне хотели принести в жертву Перуну и которые оборонялись так, что вместе с собой унесли в могилу не одного язычника. (В святцы вошли как Федор и Иван).
Почитание «Небесной Сотни» самим фактом квази-религиозного возвеличивания говорило, что почитатели не собираются повторять судьбу погибших, будут вооружаться, будут убивать ради защиты себя, своей страны, своих идеалов.
Однако, почитание Небесной Сотни говорило и говорит о том, что украинцы в своем сопротивлении злу силой имеют высший идеал, не будут лютовать и людоедствовать, как это делают их противники. А их противники почитают отнюдь не страстотерпцев, их противники почитают голую силу, возвеличивают убийц, особенно убийц тайных, в масках.
В России за последние полтора десятилетия культ шпионов-террористов, спецназовцев и прочих садистов распространился чрезвычайно. Любой культуролог мог предсказать, что это добром не кончится — и это кончилось вторжением сперва в Грузию, потом в Украину, причем вторжения осуществлялись самым подлым и гнусным образом, с намеренной ложью, с делаными истериками на весь мир, с приписыванием своим жертвам как раз собственного зверства.
Гибель сорока человек — огромная трагедия. Но ничего, оскорбляющего Украину, украинцев, идеалы Майдана в этой трагедии нет. Люди стали стрелять, развязали бой — что удивительного в том, что они получили отпор? Они разве стреляли в конгресс пацифистов или в буддистское шествие?
Конечно, с самой строгой точки зрения — христианской — давать отпор не следовало. Следовало, подобно Христу, дать себя убить. Но, извините, требовать святости от другого недопустимо, безнравственно. Именно в этом безнравственность всей политики России в отношении Украины. Себе заранее разрешают любую мерзость, другому не прощают ничего».
Сегодня в Одессе объявлено штормовое предупреждение — мощные порывы ветра уже с утра стали причиной… Read More
Спрос на растительное молоко в Украине растет с каждым годом. На полках магазинов можно увидеть… Read More
Полиция объявила о розыске 16-летнего подростка, который почти месяц назад пропал во время купания в… Read More
21 августа Одесский историко-краеведческий музей совместно с общественной организацией «Краеведческий музей «Моя Саражинка» открыл презентацию… Read More
Культурный обозреватель «Одесской Жизни» Юлия Сущенко собрала самые интересные культурные события Одессы, которые стоит посетить.… Read More
За работу на оккупантов в Херсонской области Владимира Боделана, сына экс-мэра Одессы, приговорили к десяти… Read More