В конце сентября два украинских военных корабля прошли Крымский мост. Поисково-спасательное судно «Донбасс» и буксир «Корец» направлялись из Одессы в порт Бердянска. Путь их пролегал по Черному морю вокруг оккупированного Крыма, Керченский пролив и Азовское море. Этот вояж украинских кораблей назвали маленькой, но уверенной победой Военно-морских сил ВС Украины. Ведь переход кораблей проходил под пристальным наблюдением кораблей Береговой охраны пограничной службы ФСБ РФ, кораблей и авиации Черноморского флота РФ. Не обошлось и без провокаций с российской стороны.
На борту морского буксира «Корец» присутствовал и представитель военной прокуратуры Южного региона Украины, полковник юстиции Эдуард Плешко. Анатольевич. Он — не только независимое от экипажей лицо, но и опытный военный, отдавший службе 37 лет. Полковник Плешко поделился с читателями «Одесской жизни» подробностями «покорения» Крымского моста украинскими кораблями.
— Эдуард Анатольевич, не является немного странным, что после нескольких лет конфликта, Украина начала демонстрировать свою активность в Азовском море?
— Считаю, что нет. Вспомните, как развивались события, кто первым начал военную эскалацию в Азове путем переброски кораблей и катеров из состава Каспийской флотилии ВМФ РФ? Кто значительно усилил группировки пограничных кораблей ФСБ РФ в регионе? Кто создал морскую бригаду Росгвардии? Кто начал чинить препятствия движению торговых судов из украинских портов? Ответы на поверхности.
На корабле «Донбасс» во время его пребывания в Одессе был пожар. Корабль требует ремонта. Право Украины — сделать это на своих предприятиях Азовского региона. То есть, изначально Украина действовала открыто, честно и не пыталась вводить РФ в заблуждение.
— Все же исключить повышенное внимание военных РФ к нашему каравану не удалось?
— Вы правы, почти все время нас сопровождали пограничные и военные корабли России. Но наше командование знало об этом и предоставляло все возможные меры поддержки. Когда мы подходили к Севастополю, нас посетил самолет морской авиации ВС Украины. Он подошел на сверхмалой высоте и почти похлопал нас своим крылом. Трезубец на его хвосте в лучах солнца очень порадовал наших ребят, но вызвал переполох у российских военных. Российский истребитель, поднятый по тревоге, смог приблизиться к нашему самолету только, когда он уже возвращался на базу. Такая работа нашей авиации вызывает заслуженное уважение. Кстати, свою поддержку оказали и морские дельфины-белобочки, большой и дружной семьей они приблизились к нам, практически терлись о нос корабля и радостно говорили с нами, было очень эмоционально.
— А как Вы можете оценить результаты морского похода?
— Учитывая громкий политический резонанс — как победу интеллекта над грубой силой. Наши действия заставили российскую сторону, как в лихорадке искать ответ, который выглядел бы адекватным — в стиле «мачо». В Черном море вокруг нас осуществлялись маневры военных кораблей, опасно приближались к буксирному каравану военные самолеты.
Наконец, с российской пограничного корабля с нами вышли на связь и сообщили о закрытии морского района вокруг Керченского пролива. Таким образом была полностью блокирована возможность попасть в Керченский пролив. Вот здесь нашлась работа и юристу. Профессиональный разговор с предложением подтвердить применение российскими властями мер, которые по международному праву квалифицируются, как дискриминация, привел к тому, что нам сообщили, что ограничения были отменены. То есть силовой вариант не прошел.
— Но он повторился в Керченском проливе?
— Да, российские военные окружили нас двумя кругами из 14 кораблей, продолжала пролеты военная авиация, нам демонстрировали загрузки десанта на новые бронированные катера «Раптор», то есть фактически демонстрировали угрозу с применением военной силы, но украинские военные с улыбкой продолжали выполнение поставленной задачи.
— Какие выводы можно сделать после этого морского похода?
— По результатам похода зафиксированы существенные нарушения международного права. В частности, отмечены милитаризация морских сооружений в районах газовых месторождений, сознательное игнорирование нарушений правил безопасности судоходства со стороны оккупационных властей.
Зафиксированы и факты опасного маневрирования военных кораблей РФ вокруг буксирного каравана Украины, многократные пролеты воздушных кораблей РФ на малых высотах на параллельных курсах и на незначительной дистанции. Думаю, что нашим дипломатам будут интересны и документальные свидетельства попытки применения дискриминационных мер со стороны РФ при вынесении прибрежных сообщений.
— Высказывалось мнение, что принятие на борт украинского военного корабля российского лоцмана якобы влечет для Украины негативные последствия. Так ли это?
— Не согласен. Ответственно заявляю, что все делалось с соблюдением установленных правил и не нарушало суверенитет Украины. Мы лишь подтверждали направление движения, а в дискуссии, касательно того, что приближались к оккупированной территории, мы при этом не вступали.
Относительно лоцмана: украинская сторона сразу заявила, что военный корабль может ходить без лоцмана, но российская сторона настаивала на своем. Тогда мы согласились двигаться путем лидирования, то есть за лоцманским катером. Но даже этот компромисс их не устраивал. Проанализировав ситуацию, было решено принять лоцмана на борт. Такие действия командования не могу считать нарушением, поскольку «флаг присутствия», который должен засвидетельствовать факт пребывания в территориальных водах другого государства, не поднимался, наличие лоцмана на борту никоим образом не влияло на полномочия украинского командира и на его ответственность за обеспечение безопасности судоходства. Также не осуществлялась и оплата за лоцманские услуги.
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More