У каждого народа и каждой эпохи свои страхи и свои страшилки, считает автор «Музея Совка», одесский журналист Дмитрий Бакаев. В своей квартире, в обычной многоэтажке, он собрал несколько сотен экспонатов времен конца СССР. Вернее, не просто экспонатов или вещей, а историй. Ведь вещи сами по себе – не интересны.
Именно истории, связанные с каждой вещью, поселившейся в комнате, превратили ее в «Музей Совка». Они приоткрывают завесу тайны над тем временем: и для тех, кто тогда жил, и для тех, кто родился гораздо позже.
«Сейчас очень много людей ностальгирует, причем агрессивно, по временам Советского Союза. Я тоже ностальгирую. Ведь в любом времени можно найти крупицы чего-то хорошего.
Но когда молодые люди, родившиеся где-то около двухтысячных годов, начинают восхищаться: как вам хорошо жилось! Криминала почти не было! Все так дружно жили! И вообще, очень хорошая вещь — СССР!
Я хочу, чтобы побывав в «Музее Совка» они переосмыслили то время»,
— объясняет Дмитрий.
Самый интересный экспонат
Самый интересный, он же самый «свежий» и самый страшный. Это серый «дипломат». Он побывал на местах всех самых жутких убийств Ростовской области 80-х годов прошлого века. Это чемодан судмедэксперта. Его Дмитрий приобрел у пожилого судмедэксперта, который готовил для музея Ростовского МВД экспозицию по «ростовскому потрошителю» Чикатило. А Чикатило жил в том же городе, где родился Бакаев.
Еще один нож имеет не мене ужасную историю. Он попал к Дмитрию вместе с железной кружкой от внука хозяйки вещей. На кружке надпись: «Память 1949». Эта кружка побывала в двух концлагерях. Сначала в немецком крупнейшем женском лагере Равенсбрюк. Нож спас хозяйку и ее подруг по бараку от голодной смерти: им они убивали крыс, чтобы не умереть с голоду. Но если бы его нашли – расстреляли бы весь барак. Кстати, в Равенсбрюке также содержали 300 немецких политзаключенных, которые попросили убежища в СССР. Сталин сначала их принял, а потом выдал Гитлеру.
После освобождения из немецкого концлагеря хозяйка кружки попала еще и в ГУЛАГ.
Хотя, наверное, самый жуткий экспонат – банка с трупиком ребенка в формалине. У ребенка вместо рук – щупальца. По словам Бакаева, его он приобрел весной у бывшего столяра Симферопольского патологоанатомического музея. Там экспонат хранился с 1953 года – тогда военные привезли его на экспертизу. Сейчас работник музея забрал тельце как компенсацию за невыплаченную зарплату.
Школьно-лагерные страшилки и дозиметр
Дети СССР, конечно, помнят о всяких страшных историях, когда пятно на стене забирало жизни целой семьи. Но, оказывается, они имели реальный прототип. Под Краматорском был карьер по добыче щебня. Как-то там разбили ампулу с радиоактивным веществом — контрольный источник ионизирующего излучения, от большого дозиметра. Из этого щебня построили жилой дом. В нем умерло 6 человек, а 16 стали инвалидами. Непонятные смерти случались, пока не замеряли уровень радиации
«Отрута масовим тиражем» или экспонат собственного применения
В 1984-85 гг. большим тиражом была выпущена книга «Отрута масовим тиражем». В ней рассказывалось о том, какую музыку нельзя было слушать советским комсомольцам — строителям коммунизма: Kiss, Sex Pistols. По этому пособию комсорги проводили операцию «Грампластинка»: отлавливали тех, кто слушал «не ту музыку» и выдавали «волчий билет». Дмитрий слушал «не ту музыку» — группы Kiss. За это его исключили их комсомола. Но эту книжку любители «не той музыки» также покупали — чтобы вырезать оттуда портреты любимых музыкантов и сделать значок
А все началось с торшера
Этот торшер Дмитрию предложил приобрести бывший помощник советского дипломата. Он работал в Центральноафриканской республике во времена правления полковника Жана-Беделя Бокассы, провозгласившего себя императором.
«Бокасса был людоедом, самым, пожалуй, известным. В 1970-м году он приезжает в Союз и получает материальную помощь. На эти деньги он заказывает себе трон. А в столице его республики даже улицы не были заасфальтированы, и на 3 млн. населения был один стоматолог. Потом его свергли французские десантники, наш дипкорпус сбежал, прихватив все, что смогли. И эту лампу. Вот на фотографии французского журнала Бокасса и лампа…»
Торшер положил начало музейной коллекции Дмитрия Бакаева.
* * * * *
А еще в этой комнате снимали кино – американцы и израильтяне. Потому что она в обычных условиях никак не выглядит как музей – просто благополучное жилье 80-х годов прошлого века. И все экспонаты можно разделить на несколько подгрупп, каждая из которых имеет свою экскурсию: ужасы Совка, игрушки родом из СССР, музыка Советского Союза и был ли секс в СССР. Скоро Дмитрий Бакаев пообещал презентовать еще одну: женская косметика и парфюмерия Советского Союза.
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More