Граждане, лихо перебегающие на красный свет проезжую часть улицы, буквально, под носом движущегося транспорта, для Одессы – не редкость.Чувства, испытываемые при этом водителями, понятно, далеки от христианских. Впрочем, как и большинства пешеходов, сознательно томящихся на переходах, – не каждому хочется стать свидетелем по делу о ДТП.
И подобные ситуации наблюдаются во всех регионах нашей страны. Потому в Украине с 1 апреля объявлена операция «Пешеход».
Только с начала года в Одессе по вине пешеходов произошло 96 ДТП, в результате которых 13 человек погибли, 88 — травмированы.
Наиболее часто правила дорожного движения, по словам пресс-секретаря областной Патрульной полиции Аллы Марченко, нарушают дети и пожилые люди. В таких случаях, как правило, с нарушителями проводится беседа. Родителям, видимо, не досуг детей научить правильно дорогу переходить. А пожилые люди в этом случае сетуют на слабое здоровье – мол, далеко идти до перехода приходится.
Вот и объясняют патрульные гражданам почтенного возраста насколько опасно и безответственно пренебрегать ПДД. И заканчивается такая безответственность, порой, трагично. Так, в марте этого года (на этот месяц пришелся пик одесских ДТП по вине пешеходов) на улице Добровольского погибла пожилая женщина. На трамвай спешила — перебегая дорогу, на нее не смотрела. В результате попала под задние колеса фуры. Водитель в это время переезжал перекресток и женщину, понятно, не видел. Виновница ДТП погибла на месте.
Большинство подобных ДТП заканчивается трагически не только для их виновников. Нарушители подвергают смертельной опасности всех участников дорожного движения. И, бывает, отделавшись легким испугом, продолжают нарушать. В Украине штрафы для пешеходов смехотворно малы – от 51 до 170 грн. Да и документы наши граждане, зачастую, с собой не носят. Значит, чтобы оформить протокол, виновного надо сначала в полицию отправить – личность установить.
Так что в большинстве случаев правоохранители обходятся беседами и предупреждениями. Между тем, уровень ДТП с участием пешеходов остается стабильно высоким. Значительно его понизить, по убеждению авторов, призван законопроект об увеличении суммы штрафов для пешеходов, поданный в Верховную Раду в декабре 2018 года. В случае принятия закона, штраф должен вырасти до тысячи гривен. К тому же штрафные санкции следует варьировать в зависимости от места совершенного нарушения. Если ДТП произошло, например, на дороге в 3-4 полосы, сумма штрафа должна составлять не менее нескольких тысяч.
Жесткие меры? Но только с помощью суровых штрафов можно результативно бороться со смертельными ДТП, считают в просвещенной Европе. Именно таким образом законодательства европейских государств воспитывают ответственность каждого участника дорожного движения. В Бельгии, например, за переход дороги в неположенном месте придется заплатить 50 евро (1510 грн.). В Польше подобное нарушение выльется вам в 100 злотых (708 грн.). А неоправданно медленно переходя дорогу на переходе, а то и вовсе остановившись на проезжей части, вы можете «влететь» на 50 злотых (354 грн.). В Германии штрафы для пешеходов стартуют от 10 евро (302 грн.) — за пересечение дороги по кривой и в случае, если проштрафившийся, чтобы перейти магистраль, перебрался через дорожное ограждение.
У нас же, на Киевской трассе, рассказала Алла Марченко, в некоторых пунктах через отбойники граждане даже самодельные лестнички устанавливают — чтобы поскорей перепрыгнуть через ограждение на оживленное шоссе. Не удивительно, что по количеству ДТП Украина сегодня впереди Европы всей.
Ужесточение штрафных санкций пока что законом не утверждено. Зато начата операция «Пешеход». Под таким названием по всей стране с 1 апреля по 31 июня дорожная патрульная полиция проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий по вине граждан, игнорирующих пешеходные переходы. Первый этап, в основном, предусматривает профилактику нарушений.
Патрульные останавливают пешеходов, решивших сократить себе дорогу, предупреждают о последствиях их, по сути, преступной безответственности. А с 15 мая стражи порядка, несущие службу на улицах, начнут активно штрафовать нарушителей-пешеходов и водителей, которые не предоставляют преимущества движения гражданам на нерегулируемых пешеходных переходах.
— Нельзя сказать, что нарушители не штрафовались до 1 апреля, и с 1 июля перестанут им штрафы выписывать. Хотя с пожилыми людьми патрульные, все же, как правило, ограничиваются проведением беседы, — рассказала Алла Марченко. — А вот водители, которые паркуются, где им угодно, а затем сами в неположенном месте дорогу перебегают — оплачивают штрафы по полной: и как водители-нарушители, и как пешеходы.
По информации Аллы Марченко, только в Одессе мест концентрации ДТП — более сотни. Лидирует в этом печальном списке улица Водопроводная. Факторами риска, в случае несоблюдения ПДД, здесь становится не только трасса с активным движением, но и трамвайное полотно. Пешеходы часто, не глядя, его перебегают. Попадают под трамвай, и если не гибнут, остаются калеками на всю жизнь.
Подобная картина наблюдается и на улице Добровольского на поселке Котовского. Есть пешеходные переходы и светофоры и на Днепропетровской дороге – оживленной магистрали с большим потоком транспорта. Тем не менее, безответственные граждане, вероятно, полагающие себя бессмертными, их, видимо, не замечают.
Напряженную ситуацию создают недисциплинированные пешеходы в районе новостроя на третьей станции Люстдорфской дороги, на поселке Таирова — в зоне рынков. Несмотря на то, что нерегулируемые переходы здесь есть, продавцы и покупатели продолжают ходить как им удобно.
В центре города по накалу экстремальных ситуаций лидирует Привокзальная площадь. Хотя и подземные переходы здесь есть, и барьерное ограждение установлено. Но особо спешащие пассажиры все же пытаются найти лазейки, чтобы с сумками и тачками перебежать через дорогу к вокзалу напрямик.
Умудряются перескакивать отбойник торопящиеся нарушители и на улице Черняховского — от 5 станции Большого Фонтана до улицы Говорова. Заканчивается, порой, такой «бег с препятствиями» весьма печально.
Тревожный список этот можно продолжать и продолжать… Но продолжать не хочется. Может быть, лучше, не смотря на сумасшедший ритм современной жизни, постараться правила дорожного движения соблюдать? Вот тогда все его участники вслед за Ильфом и Петровым признают, что «пешехода надо любить». Законопослушного, разумеется.
В настоящее время штраф для пешеходов-нарушителей составляет 51 грн. Если пешеход нарушил правила в состоянии алкогольного опьянения — 136 грн. Если переход дороги на красный свет привел к аварийной ситуации — 170 грн.
Штраф для водителей, не предоставляющих преимущества движения пешеходам на нерегулируемых переходах — от 255 до 340 грн. В случае возникновения аварийной ситуации — 680-850 грн. или лишение права управления автомобилем на 6-12 месяцев.
Фото Наталии Браславской и пресс-службы патрульной полиции Одессы
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More