На сцене Одесского академического театра музыкальной комедии им. М.Водяного 7 и 8 декабря состоится премьера спектакля «Тайна Макропулоса» по гениальной пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса».
Композитор — Владимир Баскин, драматург — Константин Рубинский. Режиссер-постановщик спектакля — главный режиссер театра заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский. Он же — автор сценической редакции предстоящего мюзикла.
В репетиционном зале Музкомедии звучат голоса будущих исполнителей ролей в предстоящей премьере.
Здесь же — исполнительницы роли Эмилии в обоих составах: народная артистка Украины Ольга Оганезова и заслуженная артистка Украины Ирина Ковальская. Слушаю, смотрю, в очередной раз думаю, какой «вал» работы стоит за каждым спектаклем, сколько нервов, надрыва, эмоций…
Такая вот себе оживающая легкость — мюзикл! А мюзикл-то, между тем, создан по одной из самых сложных и «круто закрученных» пьес мировой драматургии — «Средству Макропулоса» Карла Чапека.
Кстати, почему «средство» заменили на «тайну»? И что за формулу бессмертия в двух действиях собирается нам преподнести театр в начале зимы?
Режиссер-постановщик спектакля Владимир Подгородинский поясняет:
— Средство или тайна? Мне ближе второе, потому что по жанру наш спектакль — это мистический мюзикл. Детективная история, судебная тяжба, которая длится сто лет. А за всей этой «заманчивостью» — алчное желание, которое присуще людям во все времена: неутолимая тяга преодолеть отпущенные нам Всевышним годы… Я уверен, что пьеса Чапека должна быть в репертуаре театра, тем более, что у нас, к счастью, есть артисты, которые достойно донесут ее главную идею до зрителя.
Ого! Следовательно, кто-то вознамерился вступить чуть ли не в тяжбу уже не с человеком, а с самими Небесами?! Да возможно ли такое? Ах, оставьте пожалуйста, эликсир бессмертия, формула если не вечной жизни, то хотя бы лет в триста-пятьсот-тысячу — это ведь так заманчиво. Мы же «все спешим за чудесами», напрочь забывая, что данная жизнь и есть истинное чудо, хотя без устали твердят и твердят нам об этом мудрецы.
«Читатель увидит, что в моем произведении долголетие выглядит совсем иначе: как состояние не только не идеальное, но даже отнюдь не желательное», — писал сам Карел Чапек в предисловии к пьесе «Средство Макропулоса».
…Обворожительная Эмилия. Женщина редкой красоты, к ногам которой брошено все. Она знаменитая певица, она богата, она окружена поклонниками, которые ее почти не интересуют. Впрочем, кажется, наша героиня вообще равнодушна ко всему, кто и что там, как в калейдоскопе, кружится и вертится вокруг нее.
А вот рецепт вечной жизни — это ведь так заманчиво. И, кажется, она одна его и знает. И, кажется, ей вовсе не тридцать, а триста тридцать? И так хочется продлить жизнь еще и еще. Почему же так хочется, если давно ко всему равнодушна? Все очень просто: она всего лишь боится смерти.
Это «всего лишь» и рождает ее единственное стремление — заполучить заветную таинственную бумагу с рецептом вечной жизни.
— А это неизбежно ведет к страшным переменам в судьбе, в характере. Вот, казалось бы, чудо произошло. И что же с героиней в результате? Перед нами — сгусток пороков, иронии и сарказма. И только к финалу, близко пообщавшись с разными людьми, она сама становится другим (живым!) человеком, — дает подсказку режиссер-постановщик.
Не потерять бы в погоне за мифической ценой вечной жизни саму жизнь — со всеми ее оттенками, эмоциями, вкусами, запахами и чувствами. И страданием. И счастьем. И каждым ее часом.
Не заблудиться бы в поисках бессмертия. Все это — в предстоящем спектакле, все это — и в нас с вами, ведь совсем скоро мы сможем окунуться в «Тайну Макропулоса», погрузиться в далеко не самое легкое размышление, поданное яркими красками мюзикла, с использованием почти невероятных спецэффектов. По сути, мы станем свидетелями настоящего красочного шоу, каким (вы никогда об этом не задумывались?) и есть сама наша с вами жизнь.
— Я ввел в спектакль еще одну исполнительницу — Элину. Это та же Эмилия, только в юности, которая еще не приняла эликсир долголетия Макропулоса. Два человека исполняют одну роль, их диалог проходит через весь спектакль. И мне показалось очень важным донести, что вожделенный рецепт вечной жизни сжигается в самой чаше жизни, а героини становятся единым целым. Так наша главная героиня обретает целостность, возвращается к самой себе. — рассказывает режиссёр.
Спрашиваю у Владимира Подгординского, чего он как режиссер-постановщик такой необычной формулы бессмертия в двух действиях ожидает от зрителя.
— Чего ждем? Как всегда — восторгов, признания, аплодисментов. Сложный мистический сюжет передается яркими, доступными средствами, даже с озорством, несмотря на то, что сама пьеса — глубоко философская, с трагическими нотами, — отвечает режиссер.
Уверена, будут и восторги, и признание, и горячие аплодисменты. Но все, кто сейчас трудится над созданием нового спектакля, ожидает от нас с вами и другого: взаимопонимания, способности осознать, о чем, собственно, повествует предстоящая яркая постановка, какая глубокая смысловая нагрузка стала ее стержнем, самой ее сутью.
Рассказанная языком современного музыкального театра старая-старая история о стремлении «хапнуть», ни больше, ни меньше, еще сотни и сотни годочков, конечно же, станет в самом хорошем смысле эмоциональным потрясением.
Но, выходя из зала, мы должны унести в себе нечто гораздо большее — желание самому (и для себя же!) разгадать такую непростую «Тайну Макропулоса», которая, впрочем, все равно останется тайной — как сама жизнь.
Фото автора и пресс-службы театра.
У фонтана в Городском саду фотографируются. Обычная картина. А еще люди фотографируют и сам фонтан.… Read More
В 2024 году одесские учителя начнут получать дополнительные муниципальные выплаты. Сумма поддержки составит от 1… Read More
Поздравляем с субботой, друзья! Время отдохнуть и посмеяться от души! Мы подготовили для вас подборку… Read More
В последние дни наблюдается повышенная геомагнитная активность. Сегодня, по прогнозу ученых, будут ощутимы мощные магнитные… Read More
С приходом весны все больше одесситов начинают задумываться не только об обновлении гардероба, но и… Read More
На Соборной площади «исчезла» инклюзивная детская площадка. Работает техника, территория ограждена, объявление «Осторожно, демонтаж!» отвечает… Read More