В Украине массово нарушаются права потребителей финансовых услуг - заемщиков. Более года назад вступил в силу Закон "О потребительском кредитовании", но финансовые организации совсем не спешат выполняют его требования.
«Среди причин существования недобросовестных практик является отсутствие у регуляторов финансового рынка достаточных полномочий. Например, права налагать штрафы за нарушение прав потребителей.
Другой причиной является то, что и сами финансовые учреждения очень медленно меняют свои практики обслуживания клиентов. Не все привели их в полное соответствие с требованиями Закона » — объясняет руководитель юридического направления Проекта USAID «Трансформация финансового сектора» Татьяна Грищенко.
Усилить защиту права потребителей могут два законопроекта, поданные на рассмотрение в Верховную Раду:
Согласно исследованиям, которые были проведены в рамках проекта USAID «Трансформация финансового сектора», разница между тем, что требует закон о потребительских кредитах, и реальной ситуацией на рынке пока очень велика. Было проведено 150 консультаций и взято 20 кредитов.
Лишь 3% украинцев доверяют финансовым организациям, 17% кредитов (в денежном выражении) выделяется людям, остальные — учреждениям и организациям. Для сравнения, например, в Польше более 60% средств получают люди для решения своих бытовых проблем.
Во время исследования было зафиксировано немало нарушений — начиная с рекламы. Самое распространенное из них — манипуляция процентной ставкой. А закон требует, чтобы финорганизации показывали реальную годовую процентную ставку — тогда потребитель может понять действительную стоимость кредита. Но правдивая информация указывалась лишь в каждом пятом случае. Чаще всего в рекламе обещают беспроцентные кредиты или ставку, близкую к нулю, и ни слова не говорят о дополнительных обязательных платежах и комиссиях.
Во время консультаций и в договорах традиционно фигурировала номинальная ставка — без учета скрытых платежей и комиссий. Обычно это 3 или 10%, реально же заемщик должен выплачивать 100 — 200%. В случае кредитования в финансовых компаниях, которые предлагают быстрые кредиты без лишних проверок, ставка достигает даже 1 600% годовых.
Несмотря на то, что при первой же консультации о кредите финорганизации обязаны представить паспорт потребительского кредита, его предоставляют лишь в 15% случаев. И то, после прямого требования. А в паспорте должна содержаться вся основная информация о кредите: сроки, сумма, в том числе реальная годовая процентная ставка. Более половины консультаций не соответствовали информации, изложенной в договорах.
Еще одно нарушение, зафиксированное во время исследования рынка — навязывание страхования жизни. Даже если речь идет о небольшом кредите сроком на 3 месяца. При этом, в нарушение закона, страховаться заставляют в определенной компании, без права выбора минимум из трех.
Институт финансового омбудсмена должен будет стать альтернативой судам в решении споров между кредитором и заемщиком. Но только при сумме кредита до 100 минимальных зарплат. Это инструмент примирения сторон, популярный в мире. При этом право обратиться в суд сохраняется — даже в случае, если участники спора остались недовольны решением института финансового омбудсмена.
«Фактически мы создаем новую службу, которая будет работать эффективнее, чем наша существующая судебная система. У украинцев сохранится право обращаться в суд, но они получат альтернативный инструмент для защиты своих прав. Наша судебная система реформируется, но процесс реформирования может длиться до 5 лет. А нам нужно защитить украинского потребителя уже сегодня. И именно финансовый омбудсмен должен выполнить эту функцию — функцию беспристрастного рассмотрения споров между гражданами и финансовыми учреждениями «, — подчеркивает Татьяна Буряк, советник по вопросам защиты потребителей финансовых услуг проекта USAID «Трансформация финансового сектора».
Чем хорош этот механизм?
Во-первых, разбирательство будет проходить намного быстрее, чем в суде. Так, если судебные тяжбы могут тянуться и год, а два, то структура финансового омбудсмена должна разобрать жалобу в течение 60 дней.
Во-вторых, это обойдется намного дешевле, чем оплачивать услуги адвоката для представительства в суде. Финансовый взнос предусмотрен, но он будет небольшим.
В-третьих, появление такой структуры поможет разгрузить судебную систему.
Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг» должен предоставить регуляторам финансового рынка (НБУ, НКЦБФР, Нацкомфинуслуг) необходимые инструменты для осуществления защиты потребителей — проверки, возбуждения дел, штрафы и т.д., за нарушение закона и прав потребителей.
Фото: pravatami.bg
«Одесская жизнь» продолжает публиковать очерки об истории нашего города в годы Второй Мировой войны. Как… Читать далее
Ранним утром воскресенья, 22 сентября 2024 года, одесские активисты предприняли попытку закончить ранее начатый ими… Читать далее
Несмотря на то, что до конца первого месяца осени остается чуть больше недели, погода в… Читать далее
Город Белгород-Днестровский Одесской области снова оплакивает Зашитника Украины: на войне с россией в Курской области… Читать далее
Всем привет и с днем воскресным! Советуем начать его с чашки бодрящего кофе и не… Читать далее
"Одесская жизнь" рассказывает, какие праздники и события отмечают сегодня, 22 сентября 2024 года, в Украине… Читать далее