В этом году исполняется 155 лет со дня рождения выдающего скрипичного мастера Льва Добрянского. Он не только создавал собственные скрипки с уникальным звучанием, но и возвращал жизнь инструментам, созданным великими итальянцами.
Родился Лев Владимирович в Одессе и был натурой разносторонней — занимался сценическим искусством и пиротехникой, писал стихи и создал либретто к опере «Бахчисарайский фонтан». Он учился в Ришельевской гимназии и играл на скрипке в гимназическом оркестре. Уже в то время он задумывался о секретах создания этого инструмента.
Так же, как за триста лет до него Амати или Гварнери, Добрянский искал идеальную древесину, экспериментировал с лаком и материалом струн. Он разработал собственную технологию вставки струн, а готовые скрипки покрывал лаком, рецепт которого искал много лет, изучая лакировку прикладов старых ружей и старинных виолончелей.
Заметка о мастере, который умеет возвращать голоса старым инструментам, появилась в газете. Добрянского пригласили в Петербург, где комиссия во главе с начальником придворного оркестра и музыкального музея исследовала его скрипки. Отечественные эксперты пришли в восторг, однако недоверчивая Европа к Добрянскому относилась настороженно.
В 1902 году мастера пригласили в мюнхенскую оперу, где ему и его инструментам устроили настоящий экзамен. Добрянскому предложили переделать дешевую скрипку так, чтобы на ней можно было играть со сцены. Результат оказался блестящим, и следующим инструментом, которому Добрянский должен был вернуть голос, стала уникальная скрипка Страдивари.
Вскоре слухи о русском самородке дошли до баварского принца Людвига Фердинанда, и он доверил Добрянскому для реставрации 17 скрипок из своей коллекции. Это стало лучшей рекомендацией, и к мастеру начали обращаться многие состоятельные люди, обладавшие уникальными инструментами.
Лев Владимирович постоянно изучал акустику, механику и законы ритма, создал сложный прибор — динамометр для определения давления струн. У него консультировались самые знаменитые люди мира — музыканты, ученые, архитекторы. Например, мастер был дружен с Вильгельмом Рентгеном, который проводил вечера в доме Добрянского в беседах о законах физики.
Чем большую известность приобретал мастер, тем больше его ненавидели фабриканты музыкальных инструментов и коллекционеры, считая опасным конкурентом. Ему стали писать анонимные письма с угрозами. Причина была проста — ведь если кто-то сможет создать скрипку, равную Страдивари или Амати, то старинные инструменты начнут обесцениваться.
Сначала производители скрипок действовали «деликатно» — они попытались подкупить эксперта, чтобы он дал негативный отзыв о работе Добрянского, но тот отказался. Тогда события стали развиваться по «хард-сценарию» — мастера решили уничтожить физически.
Каждое утро Добрянский прогуливался по Мюнхену, проходя по одним и тем же улицам. Однажды с подоконника третьего этажа упал цветочный горшок. Добрянский посчитал это случайностью и маршрут прогулок не изменил. Но на следующий день история повторилась, только в этот раз «снаряд» оказался более крупным — на мостовую грохнулся целый цветочный ящик. Сделай мастер еще полшага — и все закончилось бы трагически.
Лев Владимирович решил на время уехать из Германии, тем более, обстоятельства как раз благоприятствовали этому. Знаменитый скрипач, «чешский Паганини» Ян Кубелик, приглашал Добрянского в Лондон, чтобы мастер вернул голос скрипкам Страдивари и Гварнери. Кстати, в Лондоне Добрянский совершенно бесплатно усовершенствовал инструмент дочери швейцара отеля, в котором жил, превратив копеечную скрипочку в дорогой инструмент.
В 1910 году мастер создал одну из лучших своих скрипок — «Германию». Купивший ее Ян Кубелик, писал Добрянскому: «Вашей скрипкой «Германия» вы не только достигли совершенства итальянских мастеров, но и перещеголяли их… Струны моего Страдивари кажутся мне теперь шпагатом».
Мастерство одессита подтвердил и еще один эпизод — курьезный. В Брюсселе Добрянскому предложили купить старинную итальянскую скрипку. Покупать ее мастер не собирался, но очень хотел услышать голос. Когда гость достал инструмент из футляра, Лев Владимирович ошеломленно застыл: это была скрипка, которую он сделал собственными руками, а внутри находился его автограф с формулой скрипки. Эта история была не последней — через много лет на одесской таможне мастер точно так же опознает свою скрипку, которую пограничники примут за средневековый шедевр.
В ответ всем недоброжелателям Добрянский создал скрипку «Шутка». На ее нижней деке изображена Пьеретта, показывающая нос, а внутри надпись: «Посвящается моим врагам». Звучание у скрипки очень необычное, и она знакома не только в Европе, но даже в Чили. За эту скрипку мастеру не раз предлагали десятки тысяч долларов, но продавать ее он отказался.
Хорошие скрипки делают из особенного дерева — высушенного, причем не искусственным способом, а самим временем. Чтобы найти подходящий материал, Добрянский ходил по барахолкам, где среди старых диванов и комодов выискивал древесину для очередного своего шедевра.
Добрянский приобрел мировое имя, и его наперебой приглашали европейские знаменитости и театры. Среди прочих, он получил приглашение из Петербургского музыкального музея. Здесь ему предлагалось привести в порядок 360 коллекционных скрипок, многие из которых звучали в императорском оркестре.
В 1907 году Добрянского пригласили в Берлин для публичной экспертизы его инструментов. Но это был не экзамен, а скорее желание показать музыкальному миру, что скрипки одесского мастера не хуже, чем признанные шедевры. Среди экспертов были оба Иоганна Штрауса и знаменитый австро-венгерский скрипач и профессор Йозеф Иоахим. В дипломе, который получил Добрянский, его инструменты были отмечены «как выдающийся успех в области скрипичного производства».
Имя мастера теперь хотели использовать многие. Немецкие коммерсанты предложили Добрянскому открыть производство скрипок, но он ответил, что предпочитает независимость. И оскорбленные дельцы начали скрытую травлю Добрянского — его просто перестали замечать, а скрипка «Германия» исчезла со сцены. Кубелик клялся, что ее украли, но даже украденная скрипка должна была где-то появиться. А «Германия» исчезла бесследно. Историки считают, что ее либо спрятали, либо уничтожили, слишком уж инструменты Добрянского «портили картину» дельцам от музыки.
В 1923 году Лев Владимирович окончательно вернулся в Одессу. Но родная страна оказалась хуже мачехи — мастер ужасно бедствовал, и государству до него не было никакого дела. В 1936 году он получил спецзаказ — создать скрипку «СССР». За это мастера переселили с чердака, где он ютился, в нормальную квартиру.
В 1941 году Лев Добрянский погиб в одесском гетто.
Фото изоткрытых источников.
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
View Comments
Не знал об этом мастере раньше. Благодарю за интересную статью!
Спасибо! Не знал!
Спасибо!Не знал,потрясающе