Говорят, смех – лучшее лекарство. А клоуны – самые «энергетически правильно» заряженные люди. Потому приходят они на помощь даже тогда, когда смех, кажется, неуместен – к тяжелобольным детям.
Сегодня движение «Клоун-доктор» широко распространено во всем мире. А как работают больничные клоуны в Одессе, рассказал нашим читателям один из участников этого благотворительного проекта — актер и режиссер «Театра на Чайной», педагог театрально-художественного колледжа Олег Шевчук.
В Украине, в том числе и Одессе, проект возник семь лет назад. Инициатором его создания в нашем городе стал бизнесмен Сергей Рудюк. Он и пригласил участвовать в нем актеров «Театра на Чайной» и ТЮЗа. Сегодня в команде больничных клоунов – восемь волонтеров.
Олег Шевчук работает здесь два года. И не скрывает – основной причиной участия в проекте стало то, что у самого старший ребенок – с особенностями развития.
— Не буду врать, что я всегда был таким добрым, — признается он. — Хотя всегда было жалко детей, всегда старался помочь, чем мог. Но, когда обнаружилась проблема с моим ребенком, конечно, стал все больше обращать на них внимание. И помочь хочется даже, наверное, больше не детям, а родителям. Ведь в гематологии они вместе с детьми лежат. И глаза у этих родителей…
А кроме работы в клоунской команде, Олег создал театральный кружок в организации «Солнечные дети», объединившей молодых людей с синдромом Дауна. Занимается с ними два раза в неделю.
В некоторых странах Европы профессия «клоун-доктор» внесена в список медицинских специальностей, и каждый их выход неплохо оплачивается. Вызывают клоунов, если малышу надо капельницу или укол поставить, а он – боится. Правда есть и волонтеры — «Джонни Депп», например, периодически приходит в детскую онкологию в костюме Джека Воробья. В Одессе ребята работают бесплатно. А костюмы, реквизит, средства индивидуальной защиты оплачивают спонсоры и неравнодушные люди.
Каждую неделю по четвергам больничные клоуны приходят к маленьким пациентам Одесской областной детской клинической больницы в отделения хирургии, травматологии, гематологии, урологии.
— Наша задача – скрасить жизнь больных детей. Особенно онкобольных – они в гематологии месяцами, годами живут. Приходишь из четверга в четверг и видишь, как жизнерадостный ребенок превращается в грустное существо. Потому что ежедневно — химия, другие процедуры, — рассказывает Олег. – Сложно, когда ты видишь ребенка веселым, а через какое-то время он сидит лысый, зубы у него выпали. Он сначала тебе радовался, а теперь не хочет тебя видеть. И всегда радуешься, когда в отделении мало детей. Конечно, они нас ждут, у нас есть там друзья. И завотделениями обрадовались, когда мы пришли после карантина – наконец-то!
Из-за карантина с марта клоуны не работали. Но вот уже два четверга им вновь позволили навещать маленьких пациентов. Правда, пока только гематологии. Остальные еще на карантине. И приходят клоуны к детям обязательно в масках, бахилах, перчатках. Прежде чем войти в палату, дезинфицируют руки и обувь.
Все, кто захочет помочь больничным клоунам, могут написать на их страницу в Фейсбуке «Больничные клоуны Одессы» или позвонить по телефону (048) 706-03-06.
Кроме санитарных норм, есть в работе больничных клоунов правила, которые нарушать нельзя.
Во-первых, сначала узнать у врачей, в какую палату можно зайти. Иногда в изоляторах только через стекло можно с детьми общаться. И не врываться радостно, как на арену цирка, а постучаться и спросить, можно ли войти. Может быть, в этот момент там процедуры проводят, или дети расстроены не очень хорошими анализами. Или недавно ребенок умер…
— Я как-то пришел в гематологию Дедом Морозом. И в две палаты меня не пустили, потому что дети сказали: «Мы не хотим, чтобы Дед Мороз нас видел в таком состоянии», — вспоминает Олег.
Еще одно правило – никогда не входить в палату, если там уже есть клоун. Можно нарушить чужую игру, когда ребенок только доверился, открылся. А еще клоунам запрещено считать себя волонтерами. Оплачиваемая или неоплачиваемая – это работа.
— Потому что как только ты посчитаешь себя волонтером, сразу же относишься к этому, как к чему-то необязательному, — полагает Олег. — Это работа, на которую ты – хочешь или не хочешь – должен приходить каждый четверг. Либо, если не можешь – предупреждать заранее. В этом смысле – железная дисциплина.
Для многих самое сложное — долгое время приходить к ребенку и однажды увидеть, что его нет.
— У меня такое было один раз, — делится Олег. — Долго ходил к одной девочке. Я называл ее «девочка-йог» — она все время сидела в позе лотоса с игрушками и делала вид, что ей неинтересно, но все же реагировала на то, что я делаю. Как-то прихожу, а ее нет. А через пару месяцев идет мне навстречу по коридору: оказывается, она пошла на поправку. И с ней все в порядке! Я ее тогда чуть в объятиях не задушил.
Чтобы не привыкать, клоуны «примеряют на себя» психологию доктора. Ведь врачи, как правило, — циники. Им по-другому нельзя. И клоуны, когда выходят из палаты, шутят очень цинично – так себя подбадривают. А можно даже иногда в палате цинично пошутить. Детям это нравится.
— Один раз пришли к ребенку в травматологию – у него две ноги на растяжке в гипсе, — вспоминает Олег. — Наш клоун кидает ему мяч: чего лежишь, пойдем в футбол играть! И пацан смеется.
Очень важно понимать, во что можно играть с больными детьми, а во что – нельзя. В хирургии, травматологии проще. А вот в гематологии – очень сложно. Игр подвижных нет – больше разговорные. И заготовленного сценария нет. Потому что к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход.
— Мое любимое воспоминание: заходим в хирургию к полуторагодовалому малышу, — делится Олег, — он еще даже не разговаривает, но видит нас и начинает хохотать. И мы три-четыре минуты вместе смеялись. А потом говорим маме: это у нас новое средство для лечения аппендицита – смех. А мама отвечает: «А у нас нет аппендицита, пожалуйста, подготовьте в следующий раз номер по лечению грыжи». И мы опять хохотать начали.
Заходя в палату, клоуны на месте придумывают, что делать. Работают клоуны, в основном, парами. Вдвоем игру проще разыграть, если ребенок просто хочет быть зрителем. Можно и эстрадных артистов сыграть, и шпионов, и даже поедателей капельниц. А кроме интуиции, фантазии, здесь необходимы такт и чувство меры. Главное — не навредить, не переборщить. И очень важно уметь разговаривать с больными детьми.
Что ответить, когда вдруг ребенок говорит: у нас напротив лежал мальчик, он вчера умер? В таком случае, по правилам, нужно снять клоунский носик – и ты уже просто человек – серьезно сказать: «Да, такое бывает, люди умирают». Поэтому из-за отсутствия железных нервов нельзя клоуну одному работать. В критической ситуации всегда поддержит напарник.
Как-то ребят попросили приехать к мальчику, которому осталось недолго жить. И он хочет увидеть клоунов. Только надо поторопиться – может не дождаться. Мальчик лежал под капельницей, уже практически ни на что не реагируя. Только смотрел на клоунов, и глаза его смеялись. А в углу плакала мама. А вот клоунам, как ни сложно, заплакать нельзя.
— Я мечтаю, чтобы нам разрешили, как в Европе, приходить в дома престарелых, — делится Олег. — Там ведь тоже – одинокие, несчастные люди. Только другая специфика работы должна быть. И чтобы государство позволило работать в разных больницах, поликлиниках и не относилось к нам, как к волонтерам. На самом деле, мы — психотерапевты, помогающие детям быстрее выздороветь. А вообще, очень хочется однажды прийти в гематологию, и чтобы тебе сказали: «Вы знаете, сегодня не надо — все палаты пустые».
Больничная клоунада — деятельность по социально-культурной реабилитации детей в стационарах больницы методами арт-терапии, клоунотерапии и игротерапии. Профессиональные больничные клоуны впервые появились в США в 1986 году. Придумал это движение американский доктор Патч Адамс. Сегодня первому клоуну-доктору 75, но он до сих пор приходит к больным детям. В мире существует более 30 организаций больничной клоунады.
Фото автора
С приходом весны все больше одесситов начинают задумываться не только об обновлении гардероба, но и… Read More
На Соборной площади «исчезла» инклюзивная детская площадка. Работает техника, территория ограждена, объявление «Осторожно, демонтаж!» отвечает… Read More
В пятницу, 4 апреля, около 20:00 в Кривом Роге произошел ракетный обстрел, в результате которого… Read More
В субботу, 5 апреля 2025 года, в Одессе и Одесской области ожидается относительно теплая погода… Read More
В Одесском городском совете рассматривают возможность создания единого департамента путем объединения департамента земельных ресурсов и… Read More
Американские СМИ распространяют предположения о возможной передаче под контроль России стратегических объектов в Украине, в… Read More