Это история одесситки, которая попыталась оформить и получить денежную помощь от государства, положенную людям, вынужденным бежать от войны. Чем практика отличается от того, что обещают «на бумаге», и с какими сложностями придется столкнуться по ходу дела, выясняла «Одесская жизнь».
Очередь на Армейской
Одесситке Алене Л. в первые недели войны довелось пережить настоящий ад: ее 82-летняя мама осталась в захваченной Буче. Сперва, как и многие украинские старики, наотрез отказывалась эвакуироваться. А потом стало поздно.
4 марта российский снаряд влетел в окно маминой квартиры на третьем этаже, пробил две стены и сжег все, что было в квартире. Мать Алены пряталась в момент бомбежки в ванной, вязала внучке носки – так и спаслась.
Когда на голову посыпались кирпичи, мама накрыла голову детским одеялом. После бомбежки она выбралась из ванной, натянула сапог и пальто, взяла в руки сумочку с документами и лекарствами и вышла. Дальше пожар в ее квартире тушил сосед. Он же нашел и принес второй сапог.
Следующие десять дней женщина провела в подвале дома, с другими уцелевшими жильцами. Все это время дочь искала возможности для эвакуации. Мать удалось вывезти только 14 марта, с третьей попытки, при этом вторая попытка закончилась обстрелом машины и ранением одного из волонтеров.
Как выжила в Буче женщина 82 лет, с гипертонией, с недавним переломом руки, с тромбом в одной ноге и с ушибом второй ноги? Чудом – и с помощью соседей, волонтеров, множества добрых украинских сердец.
Встреча мамы и дочери в Одессе:
Мама с нами. Мама в безопасности. Дякую, люди! Спасибо всем, кто помог нам сегодня. Спасибо!
Опубликовано Аленой Лазебной Понедельник, 14 марта 2022 г.
– Помню, когда мать добралась до Одессы, я еще подумала, что теперь она у меня мало того что пламенный украинский патриот, так еще и непосредственно пережила боевые действия. Мечталось, что маме будет положен от государства какой-нибудь особенный статус…
А тем временем мать откармливали одесским борщом и с ужасом выслушивали подробности пережитого кошмара. И ей действительно оказался положен статус: «лица, временно перемещенного в связи с боевыми действиями».
Семья, несмотря на тяжелые времена, сохранила возможность обеспечивать себя самостоятельно, без помощи государства.
– Я бы и не пошла туда, но мама каждый день смотрела телевизор и повторяла, что «вон все люди уже давно все получили, а мы ни копейки!» – объясняет одесситка. – Ей хотелось даже не денег, а внимания от государства, чтобы она могла рассказывать «нас не бросили!» и гордиться.
В итоге Алена сдалась. В июне она поехала в Центр социальных услуг Приморского района города Одессы на улице Армейской, 9 и отстояла там три очереди.
– В первый день мне рассказали, что я опоздала на регистрацию на «стопятьсот» часов. На второй день удалось получить от тамошнего охранника бланки на оформление денежной помощи и статуса внутренне перемещенного лица. На третий день муж подъехал к центру соцуслуг в шесть утра и до девяти держал там очередь.
Потом я привезла и маму. Мы были вторыми в очереди по свободному списку внутренне перемещенных. Мы просидели три часа. Впереди нас все время шли какие-то люди, которые (как нам сказали) зарегистрировались на прием два месяца назад. И каждый из них, когда слышал, что мы из Бучи, шарахался от нас, как от какого-то всечеловеческого горя. Честно говоря, сидя в этой очереди, я в какой-то момент почти поверила в то, что государство нам поможет.
Однако когда подошла очередь регистрироваться, маме сообщили, что Киевской области уже нет в списке для денежной помощи, поэтому единственное, что может сделать Одесский центр, – это выдать справку, удостоверяющую статус внутренне перемещенного лица. И добавили:
– Пишите жалобы в Минсоцполитики. Или обращайтесь в ООН.
– Честно говоря, я и без них знала, что никто кроме меня маме не поможет. Но зачем же так унижать своих граждан? Пожилая женщина рассказывает, что русский оккупант уничтожил ее квартиру, что из-за этого она вынуждена была переехать, а в ответ слышит: «Вы опоздали с обращением за помощью. В вашем регионе официально нет боевых действий».
Когда женщины вышли из центра после всех горячих выяснений отношений с его сотрудниками, после трехдневного процесса регистрации, после того, как толпы волонтеров и друзей помогли собрать и распечатать все нужные справки, мать с надеждой спросила у Алены:
– Я поняла, что компенсацию за жилье мы не получим. Но помощь в 2000 гривен нам дали, да?
– Нет, мама, – вынуждена была ответить Алена. – Ничего мы не получили. Мы опоздали, мам. В Киевской области уже давно мир.
Несколько раз, посетив центр соцуслуг на Армейской, наш журналист так и не смог попасть внутрь: помешали воздушные тревоги, на время которых прием прекращается. Но дежурящий у входа охранник хотя бы ответил на вопросы, касающиеся формирования очереди для внутренне перемещенных лиц.
– Вариант первый – оформляться через «Дию». Второй вариант – зарегистрироваться в очереди на стойке регистрации и дожидаться времени приема. В этой очереди сейчас можно записаться на прием на сентябрь. И не забывайте, что если оформите в сентябре, то и выплаты начнут начислять только с сентября и далее!
Третий вариант – живая очередь. Я тут с восьми часов примерно, а люди начинают подходить с шести-семи утра. Они формируют список очереди и передают мне. По этому списку принимаем, сколько успеваем за день.
Насчет действенности регистрации через «Дию» охранник центра уточнил, что это может сработать только в случае наличия «биометрии» – то есть пластикового паспорта нового образца.
– Да, нас многие спрашивали, почему мы просто не оформили все через «Дию», – подтверждает Алена. – Так вот, именно в центре соцуслуг я не единожды услышала слова: «Дия» – это ерунда, нам нужны бумаги с мокрыми печатями, так что во всех очередях придется постоять ножками, все заявления написать ручками!»
На вопрос, получила ли ее мать хоть какую-то помощь с марта, Алена отвечает:
– Да, конечно! 7000 гривен. Они пришли от итальянских волонтеров.
Впрочем, Алена не сдалась без боя. Вооружившись постановлением Кабмина Украины от 20.03.2022 №332, она вернулась на Армейскую, 9 и устроила, по ее словам, «дискуссию со скандалом».
Напомним, что это постановление регулирует порядок выплаты помощи на проживание внутренне перемещенным лицам и устанавливает, что право на помощь имеют в том числе те люди, жилье которых разрушено или непригодно для проживания вследствие повреждения.
Правда, в том же документе упоминается и «Перечень территориальных громад, которые расположены в районе проведения боевых действий или пребывают во временной оккупации». И оговорено, что Перечень этот формируется в электронной форме в установленном законом порядке. По-видимому, именно в этом перечне сотрудники центра не нашли Бучу – и посчитали своим долгом отказать в матпомощи.
В итоге документы на матпомощь у Алены приняли. После предъявления законодательных актов и требования дать отказ в письменной форме и с объяснением причины отказа.
– Но сказали, что ждать мы эту помощь будем всю оставшуюся жизнь, – уточняет одесситка. – Прошло три недели. Ждем.
После такой истории было даже неловко спрашивать о более глобальном – компенсации за разрушенное жилье. Но мы все-таки спросили. И тут тоже выяснилось несколько интересных моментов.
Все, что осталось от квартиры мамы Алены Л. в Буче:
– Еще в апреле, когда заговорили о возможности компенсации, наш дом в Буче был одним из первых, где жильцы попытались что-то зафиксировать, – рассказала Алена. – Задокументировали разрушения, составили импровизированный протокол, подписали коллективно. Потом приехала комиссия и обрадовалась: о, у вас уже есть акт, все замечательно! И уехала. Другая комиссия заявила, что так как у нас «практически полное разрушение» дома, то фиксировать нечего. Правда, в местной администрации после сообщили, что что-то не успели зарегистрировать, а какие-то из наших документов просто потеряли. Сейчас стало известно, что фиксация таких разрушений вообще должна проводиться с участием специального эксперта-криминалиста. Будем пытаться получить экспертное заключение и заново собрать все нужные документы в Буче.
Выходит, что с точки зрения государства, с оформлением денежной помощи опоздали, а с фиксацией разрушений – поторопились. Бывает и так.
Фото и видео с Facebook-страницы Алены Л.
Сегодня, в субботу, 5 апреля 2025 года, начались 1137-е сутки с начала полномасштабной войны в… Read More
5 апреля 1710 года под городком Тягин на казацкой раде старшины единогласно избирают Пилипа Орлика… Read More
На фронте погиб мастер спорта, действительный член альпинистского клуба «Одесса» Тарас Цушко. Ему было всего… Read More
У фонтана в Городском саду фотографируются. Обычная картина. А еще люди фотографируют и сам фонтан.… Read More
В 2025 году одесские учителя начнут получать дополнительные муниципальные выплаты. Сумма поддержки составит от 1… Read More
Поздравляем с субботой, друзья! Время отдохнуть и посмеяться от души! Мы подготовили для вас подборку… Read More