Само слово «Спецфонд» уже вызывает в душе некий отзвук тревоги. По сути, это выставка запрещенных работ. А если еще проще, то нам показали полотна, которые вообще каким-то чудом сохранились, словно следуя булгаковскому «рукописи не горят». Их должны были уничтожить. Потому что из всех городов Украины они в «благословенные» тридцатые слетались в тот самый Киевский спецфонд — по особому указанию. Но они чудом выжили, хотя многие их авторы не дожили до старости, а если и дожили, то боялись говорить о собственных работах. Некоторые же авторы вообще остались неизвестными. А вот
Выставка «Спецфонд» — это прошедшие реставрацию полотна, которые теперь хранятся в Национальном художественном музее Украины (НХМУ). Несколько работ находятся в Одесском художественном музее.
Выставку представляли директор ОХМ Александр Ройтбурд и заведующая отделом искусства ХХ-ХХI веков НХМУ Оксана Баршинова.
Александр Ройтбурд сразу делает акцент:
— На этой выставке представлены работы самого драматичного периода украинского искусства: его, по сути, ломали в тридцатые годы прошлого века. Пресекался любой художественный поиск, любой «отступ».
Оксана Баршинова и Александр Ройтбурд, ведя посетителей из зала в зал, рассказывают чуть ли не о каждом полотне. В какой-то момент становится не по себе: за каждой представленной работой — трагедия, горе, какой-нибудь иной кошмар.
И вот ведь как получается: порой и работа, вроде бы, идеологически выдержана: тут вам и сталевары, и кузнецы, и революционные массы.
— Причин, чтобы художник перестал быть таковым, а его картины попали в спецфонд, множество. То ли стиль письма не подходил, то ли он был репрессирован, то ли «не то происхождение», то ли примкнул не к тому направлению. Иногда даже представить себе сложно, что могло стать такой причиной. Его полотна тут же попадали в спецфонд. Нам остается только догадываться, почему не сразу были уничтожены все картины. Многие сохранились, хотя и пребывали в жутком состоянии. Много сил ушло на их реставрацию, — рассказывает Оксана Баршинова.
— Все представленное здесь — это полотна художников, которые, по сути, получали клеймо «не придерживающийся генеральной линии партии». Не допускалось никаких национальных проявлений, считалось, что есть лишь одна общность — советский народ! Сейчас даже сложно восстановить все имена, на говоря уже о работах, которые исчезли. Ну вот, к примеру, в конце 1920-х – в начале 1930-х на сцену выходит новое поколение — когорта одесских бойчукистов, наследие которых до сих пор не исследовано в достаточной мере. Большинство этих художников подверглось репрессиям, а оставшиеся в профессии сделались «правоверными» соцреалистами, боясь потом даже вспоминать о том периоде своего творчества, — говорит Александр Ройтбурд.
К счастью, не все пропало.
Под выставку «Спецфонд» до 19 ноября отвели весь второй этаж ОХМ.
Автор: Оксана Чигиринская
Суши и роллы — традиционные японские блюда, которые завоевали весь мир. Например, благодаря большому выбору… Read More
Одесские спасатели продолжают приходить на помощь не только людям, но и животным. Так, в Рени… Read More
«Одесская жизнь» уже сообщала одну хорошую новость городского общественного транспорта – о том, что теперь… Read More
По данным синоптиков Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в воскресенье, 26 октября 2025 года,… Read More
Экс-мэр Одессы Геннадий Труханов рассказал, какие у него были отношения с главами областной администрации, а… Read More
Понятная еда — какая она? Кажется, кто-то серьезно задумался над этим вопросом, настолько, что в… Read More