Как банки помогали Одессе быстро встать на ноги

Первые банки появились в Одессе почти 200 лет назад. Наш город стал одним из центров развития банковского дела, не отставая в этом от мировых столиц.

Менялы — первые ростовщики и валютчики

Когда Одессе было всего несколько лет от роду, она еще не успела обзавестись собственными банками. Поэтому все денежные операции целиком и полностью были в руках менял, большинство из которых приехали в Одессу из стран Средиземноморья.

Сначала операции эти были самыми простыми — обмен валюты морякам, прибывшим в город на торговых судах. Через ловкие руки одесских менял проходили огромные суммы. Первые «финансовые воротилы» были людьми опытными: на глаз могли определить фальшивые монеты и быстро в уме производили очень сложные пересчеты курсов валют. Со временем обязанности менял расширились — они стали заниматься ростовщичеством, ссужая под проценты деньгами тех, кто в них нуждался.

Как только в одесском порту появлялось новое судно, менялы тут же бросались в порт, чтобы первыми встретить зарубежных моряков. Впрочем, обменять деньги было нетрудно и в городе. В центре Одессы прямо на улицах стояли столики, которые можно считать первыми «пунктами обмена валют». Правда, сидели за ними не холеные барышни, а бывалые и пронырливые уроженцы юга, которые меняли любую существовавшую в природе валюту. Одесситов трудно было удивить денежными знаками других стран, и на сдачу с отечественного рубля вполне можно было получить турецкие лиры или греческие драхмы. Жители города относились к этому спокойно, а вот приезжих столь яркое денежное разнообразие очень смущало.

Город развивался благодаря банкам

Основная часть обменных лавочек располагалась на углу улиц Дерибасовской и Ришельевской. Место для этого было на редкость удачным — на углу находилось греческое казино, в котором одесситы и приезжие не только собирались, чтобы поиграть, но и заключали сделки. Как утверждали современники, именно здесь было положено начало самым крупным коммерческим операциям, которые вошли в историю местного предпринимательства.

Бизнес менял был весьма прибыльным, и особо удачливые дельцы быстро приобретали целое состояние. Разбогатев, они открывали конторы, располагавшиеся в центре города. Эти нувориши обещали клиентам любой вид операций — обмен золотых и серебряных монет, покупку ценных бумаг, кредитование фирм и частных лиц, страхование. Но, как говорят французы, положение обязывает, и мелкие конторы стремились приобрести  финансовый лоск. Они расширяли поле деятельности, переезжали в самые престижные здания Одессы, нанимали вышколенный персонал, что давало им возможность вывесить на фасаде табличку с названием «банк».

Финансовое сердце города было сосредоточено на Ришельевской, между Дерибасовской и Ланжероновской, и «банковский» профиль эта улица сохраняла в течение ста лет. Поначалу банковские заведения были сосредоточены в руках греческих и итальянских купцов, но со временем их вытеснили одесские финансовые деятели. Банки стали играть важную роль в экономике города, обеспечивая финансирование торговли и промышленности.

Честный банкир и чиновник-мошенник

Со временем в Одессе стали открываться торговые дома — они занимались не только банковскими операциями, но и торговлей. В то время их называли банкирскими конторами. В 1801 году «негоциантом Фурнье и ливорнским банкиром Жомом устроен был в Одессе коммерческий банк, с капиталом в 300 000 ливров». А через год открылся банкирский дом Рено. И это в то время, когда население Одессы составляло менее десяти тысяч человек. 

Основным двигателем банковского дела была торговля, и она требовала кредитов. В стране работали государственные кредитные учреждения, но их возможностей, как обычно, не хватало. Торговля и промышленность развивались гораздо быстрее, чем неповоротливые государственные конторы могли обеспечить их деньгами. Тогда в Одессе стали появляться частные кредитные конторы, которые выдавали ссуды под залог или обычную долговую расписку.

Банкирские дома работали не только с отечественными «коллегами», но и успешно сотрудничали с зарубежными финансовыми организациями. Например, одесское отделение было открыто во французском банке «Лионский кредит», и просуществовало там до революции.

В 1833 году в Одессе открылся банкирский дом Рафаловича, который предоставлял кредиты частным лицам. Много лет работа его была успешной, однако в 1891 году банк прогорел. А причиной, как это ни парадоксально, стала честность его владельца. Рафалович близко дружил с Александром Абазой, председателем комитета финансов страны. Абаза, узнав о том, что правительство готовит секретную финансовую операцию, решил, что называется, нагреть на ней руки. Он тайно включился в биржевую игру, что было чистой авантюрой, и втянул в нее Рафаловича.

Банкир был человеком порядочным и полностью доверился Абазе. Неладное он заподозрил только тогда, когда разом потерял 800 тысяч рублей. Однако Абаза лишь успокаивал его. И тогда Рафалович решил исправить положение самостоятельно. Но так как его не посвятили в тонкости аферы, он только усугубил ситуацию, потеряв на этот раз все деньги. Единственным положительным моментом было то, что правительство оказало Рафаловичу помощь, так как он стал невинной жертвой махинаций чиновника. Абаза, который заработал на несчастье друга миллион рублей, после огласки дела вынужден был подать в отставку.

Правда, подобных случаев было мало, и Одесса быстро развивалась благодаря хорошо налаженному финансовому механизму. Доказательством тому стали процветавшие много лет банки Штиглица, Родоканаки, Ашкенази, Маврокордато, Бродского и Петрококино.

Одесские банки были надежными

Международные дела одесских банков шли очень успешно. Об этом можно судить по письму, направленному в правительственную канцелярию в 1845 году. Если перевести канцелярский стиль на обычный язык, то там говорилось, что банки юга страны, в частности одесские, каждому своему клиенту гарантировали выплату денег за рубежом по первому требованию. Причем клиент мог затребовать практически любую сумму. А это могли обещать только те банки, чья надежность не вызывала сомнений.

 

Автор: Ирина Сорокина

Share
Ірина Сорокіна

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

Recent Posts

  • Новости

Часть Одесского района почти на сутки останется без воды

Филиал «Инфоксводоканал» сообщает, что в связи с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах водопровода во… Read More

19-05-2025 в 15:24
  • Новости

Деколонизация в Одессе: конфликт из-за таблички перерос в драку

В выходные в Одессе активисты снесли ряд мемориальных досок, а также адресные таблички в честь… Read More

19-05-2025 в 14:34
  • Статьи

День рождения Одессы: когда одесситы хотят праздновать основание города – опрос

По последним историческим данным, сегодня ,19 мая 2025 года, Одессе исполнилось 610 лет. Журналистка "Одесской… Read More

19-05-2025 в 13:31
  • Новости

Молдавский политик требует забрать часть Одесщины для выхода к Черному морю

Лидер партии "Большая Молдова" Виктория Фуртунэ заявила о своем желании вернуть своей стране Буджак на… Read More

19-05-2025 в 12:42
  • Новости

На выборах Румынии победил проевропейский кандидат

Во втором туре президентских выборов в Румынии одержал победу действующий мэр Бухареста Никушор - проевропейский… Read More

19-05-2025 в 11:35
  • История
  • Статьи

610 или 231: сколько лет Одессе на самом деле — разгадываем тайну возраста нашего города

По последним историческим данным, 19 мая 2025 года, Одессе исполнится 610 лет. Первое известное название… Read More

19-05-2025 в 10:49