Два года назад, в конце августа 2016-го, страну потрясло сообщение об изнасиловании и зверском убийстве на юге Одесской области восьмилетней девочки. Несмотря на то, что подозреваемый был задержан по «горячим следам», в селе Лощиновка Измаильского района, где произошло преступление, начался настоящий бунт. Люди массово громили жилища проживавших здесь ромов, требуя их немедленного выселения. Лишь на том основании, что вероятный насильник и убийца — наполовину цыган.
Ничего подобного здесь не наблюдалось с 1821 года — момента возникновения этого селения, где мирно уживались болгары и украинцы, молдаване и русские, белорусы, ромы и гагаузы.
Практически всем местным ромам пришлось в срочном порядке покидать насиженное место из-за угрозы физической расправы. Бежали в том, в чем были одеты, не взяв с собой какие-либо личные вещи и предметы обихода. До сих пор они вместе со своими детьми скитаются вдали от насиженных мест.
К оценке происшедшего международными правозащитными организациями вернемся несколько позже. Отметим лишь, что ситуацияв Лощиновке в каком -то смысле уникальна. Здесь можно выделить несколько аспектов: решение местной громады о выселении ромов, сомнительное, с точки зрения действующего украинского законодательства; самоустранение органов власти и правоохранителей от разрешения конфликта; полнейшее безразличие к дальнейшей судьбе вынужденных «выселенцев».
— Мы подняли базу данных всех домов, которые были подвергнуты нападению возмущенных людей, — утверждала тогдашний глава Измаильской районной администрации Валентина Стойкова. — Как выяснилось, в Лощиновке за ромами зарегистрировано всего три дома, пострадал из них — только один. Остальные представители этого нацменьшинства жили в селе на квартирах. Нам известно, что одна семья планирует вернуться в Белгород -Днестровский — там у них есть недвижимость. Три семьи проживают у родственников в городе Измаиле, еще одна, вроде бы, уехала в Николаевскую область, а остальные…
— Чиновники нам заявили, что могут предложить жилье только в заброшенном селе в Березовском районе, где даже воды нет, — говорит одна из лощиновских беглянок поневоле Елена, которая вместе с сестрой и их четырьмя детьми вынуждена снимать маленькую комнату в полуразваленном доме частного сектора в Измаиле. — Нет там ни магазина, ни аптеки, не ходит транспорт. Почему мы должны поселяться в таком месте? Какое будущее ждет там наших детей?
Елена еще не отошла от страха. Боится не то что сфотографироваться для газеты, а даже лишний раз упоминать свою фамилию.
— В Лощиновке мы купили дом, — продолжает женщина. — Содержали его в чистоте и порядке. Сами зарабатывали, ни у кого почти за десять лет проживания кусочка хлеба не попросили. За это, наверное, нас возненавидели настолько, что во время погрома поубивали, заколов вилами, всех наших домашних собачек. Еще немного — не пощадили бы и нас. Однако ни сельсовет, ни местную полицию это совсем не интересовало. Они лишь наблюдали за тем, как рушат наши жилища, как угрожают лишить жизни — нас и детей…
Помню, как бежала по улице с ребенком, а за нами — разъяренная толпа с криками: «Дайте нам эту скотину, чтобы мы ее разорвали!..» Мы спрятались в лесу. Таким образом сохранили свои жизни, но ведь постоянно скрываться невозможно.
В этом селе — 1300 жителей. Официально зарегистрировано всего 42 рома, треть из которых миграционная служба «прописала» в доме №27 по улице Измаильской. Однако данное строение существует исключительно на бумаге, по факту на этом месте — лишь фундамент…
— Какие сплетни распространяются, что говорят о моих детях, которые пошли в измаильскую школу! — добавляет сестра Елены. — Называют их лощиновскими убийцами, кричат, что им здесь нет места. Вот и выходит, что из Лощиновки нас самым мерзким образом изгнали, здесь — тоже «нет места». Все потому, что мы — ромы…
Впрочем, отношение к ромам в той же Лощиновке — разное. В этом можно убедиться, скажем, на примере с нашумевшей историей об организованном здесь наркопритоне. Тогда, в августе-сентябре 2016-го, многие телеканалы (включая центральные) демонстрировали видео, на котором пожилая женщина-цыганка делает инъекции приходящим во двор наркоманам, берет с них деньги. Закадровый текст гласил, что «именно благодаря таким представителям ромской национальности, устраивавшим притоны, и происходят события, аналогичные трагедии в Лощиновке». Местные жители рассказывают, что зовут ее Ефросиния, ее дом находится по улице Измаильской, 105. В отделе Нацполиции подтвердили, что жилище женщины также было разрушено.
— Правда, спустя время она все же возвратилась в Лощиновку, — уточнила инспектор сектора информационной поддержки районного отдела Нацполиции Елена Капшук. — По данным начальника следственного подразделения, в отношении этой гражданки было открыто уголовное производство по признакам статьи «Незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств» Уголовного кодекса Украины. Ей предъявлено обвинение по 12 фактам. Однако на вызовы полиции она не являлась, поскольку находилась на лечении, о чем представила соответствующие документы.
Парадокс, но лишь по факту разрушения дома Ефросинии правоохранители открыли уголовное производство. Не по одному другому из множества аналогичных!
И сейчас жилище восстанавливают. А сама «героиня» утверждает: на растиражированном видео изображена не она, а «просто кто-то похожий». В противном случае, дескать, ее давным-давно уже «закрыли» бы…
«Довести до ведома проживающих представителей ромской национальности о требовании жителей села Лощиновка о дальнейшем не проживании их на территории села Лощиновка», — сказано в решении сельсовета, внеочередной сход которого прошел в 2016-м прямо на улице, на ступеньках здания местного клуба.
— Решение о выселении ромов принимала громада, — констатируют в Измаильской районной государственной администрации. — Это был компромисс, такие меры не прописаны в законе. Ромы сами понимают, что не смогут дальше жить в этом селе.
Выходит, решение — противозаконно? Между тем, утверждают, что ромы, в принципе, имеют право претендовать на жилье исключительно в рамках стоимости того, что было разрушено в Лощиновке. И только в других районах области.
— Им предлагали в одном из сел Березовского района, но они отказались, — уточняют в администрации. — Хотят жить только в Измаиле, но всем понятно, что стоимость жилья в городе в десятки (!) раз выше разрушенных хат. Райадминистрации вообще не наделены полномочиями выделения жилья.
— Люди хотели бы вернуться в свои дома, но они напуганы, — комментирует глава коалиции неправительственных ромских организаций Украины «Стратегия 2020», руководитель общественной организации «Правозащитный ромский центр» Владимир Кондур. — Они оказались на улице. Мы ведем переговоры с представителями местного самоуправления. Нам непонятно, на основании чего людей просто взяли и выбросили из их жилищ. Мы считаем, что они имеют право остаться в родном селе. Тем более, вернулась семья, которую сами жители обвиняли чуть ли не в производстве и распространении наркотиков…
Антизаконное решение, принятое на сельском сходе, обрело, по сути, законную силу. Порочный круг не желают разорвать местные чиновники и правоохранители. Их не волнует, что насильно выселенные семьи с детьми остались без крыши над головой. Как не заботит государственных мужей и то, что случившееся в селе — своеобразный «выпуск пара». Ведь трагедия с восьмилетней девочкой — лишь повод для погрома.
— Мы расцениваем то, что случилось, как погром на этнической почве, — считает исполнительный вице-президент Конгресса национальных общин Украины Йосиф Зисельс. — Действия местной власти нужно тоже оценить с точки зрения законодательства — они привели к дискриминации целой этнической группы. Стражи порядка вместо того, чтобы защищать права людей, спокойно за всем наблюдали. И до сих пор ни один государственный орган не осудил совершенное в Лощиновке.
Погромы домов и принудительное выселение ромов из села Лощиновка признано самым дискриминационным поступком года. Такое решение приняла всеукраинская негосударственная общественная правозащитная инициатива «Коалиция по противодействию дискриминации в Украине» (КПД), определяя главных дискриминаторов 2016 года.
О том, что решение сельсовета Лощиновки Одесской области о выселении ромов из села является незаконным и дискриминирует людей по этническому признаку, говорилось в конце августа 2016 года и в письме представителя украинского омбудсмена по вопросам соблюдения прав ребенка, не дискриминации и гендерного равенства Аксаны Филипишиной. Она направила тогда обращения главе Одесской областной администрации и сельскому голове Лощиновки с требованием принять все возможные меры для урегулирования межнационального конфликта.
Как отмечают эксперты, создать прецедент в Одесской области, где проживают представители более 130 наций и народностей, — сродни взрыву. История в Лощиновке может спровоцировать другие этнические конфликты в Украине и вернуть в обиход давно забытое всеми слово «погромы».
Тем более, что даже на улицах Одессы появлялись листовки с призывами: «Цыгане — убийцы и бандиты! Помни Лощиновку!»
Когда материал готовился к печати, стало известно, что Одесский окружной административный суд признал противоправными действия сельского головы Лощиновки Виктора Паскалова при выселении ромов из Лощиновки в августе 2016 года.
Адвокат потерпевших Юлия Лисовая подчеркнула, что она и другие правозащитники удовлетворены судебной оценкой действий сельского головы.
— Тем самым суд подчеркнул, что нельзя самовольно решать, кому жить в обществе, а кому — нет, и насильно выселять людей из мест, которые являются их жильем, — заявила Лисовая. — Это решение имеет значение не только для семи конкретных истцов по этому делу. Оно является сигналом для всех в Украине, кто считал, что ромов можно безнаказанно выселить (выгнать), преследовать, убить только потому, что они — цыгане и кому-то не нравятся.
Вместе с тем суд отказал в удовлетворении требований о признании противоправной бездеятельности полиции, которая не обеспечила порядок и защиту прав граждан. Также отказано во взыскании морального ущерба — 700 тысяч гривен — из расчета по 100 тысяч на каждую из выселенных ромских семей. Однако адвокаты и правозащитники не намерены останавливаться — они будут добиваться справедливого вердикта, используя для этого «всю имеющуюся вертикаль судебной системы».
Вместе с тем о нем, «главном детонаторе» событий, в селе отзываются по-разному, но, в большинстве — положительно. Говорят, что он— спокойный, уравновешенный парень, с которым ни у кого не было конфликтов. До шестого класса учился в лощиновской школе, а затем его перевели в Измаильскую инклюзивную школу №5, где обучаются дети с особыми потребностями: нарушениями зрения, памяти и с другими особенностями.
По словам Екатерины Моисеенко, мамы убитой Лины (Ангелины), Михаил вырос в семье Александра — нынешнего мужа Екатерины. Паренек часто бывал у них дома, а она неоднократно оставляла обоих детей — 8-летнюю Лину и 5-летнего Валеру — на него.
— Я хорошо его знала два года, — рассказывает Екатерина Моисеенко. — Он всегда помогал, я не боялась оставлять его с детьми. Он их кормил, посуду мыл. Может, в нем что-то переломилось … Если честно, я так и не знаю, иногда и просто не верю в то, что сделал он…
А вот правоохранители, вроде бы, не сомневаются в виновности Михаила. Уже 29 августа 2016 года ему была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, без возможности внесения залога. Четыре месяца спустя, 28 декабря того же года, прокуратура Одесской области направила в Измаильский горайонный суд для рассмотрения по существу обвинительный акт в отношении подозреваемого в изнасиловании и умышленном убийстве малолетнего ребенка в селе Лощиновка. Как сообщили в пресс-службе ведомства, досудебное расследование в уголовном производстве по п. 2, п. 9 ч. 2 ст. 115 (умышленное убийство малолетнего ребенка), ч. 4 ст. 152 (изнасилование малолетнего ребенка) УК Украины осуществляли следователи регионального главка Нацполиции.
«В ходе следствия назначено и проведено (в том числе, в других областях) порядка 10 судебных экспертиз», — подчеркнули в прокуратуре.
В материалах расследования значится, что в ночь убийства злоумышленник с друзьями и родителями убитой отдыхал в баре «Фортуна» и употреблял спиртные напитки. Около 3 часов ночи он вышел из бара и отправился к себе домой. Проходя мимо жилища своих знакомых, которые остались праздновать в баре, и, зная, что в доме без присмотра находятся дети, он решил воспользоваться моментом и удовлетворить свою похоть. Беспрепятственно попав в дом, он вынес спящую девочку на руках и отнес на пустырь, где изнасиловал ее, а после убил.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, «смерть ребенка наступила в результате четырех колотых ранений передней поверхности груди слева и справа, проникающих в грудную полость с повреждением мягких тканей. Орудием убийства была отвертка».
Казалось бы, все четко и ясно, но… Изначально обвинительный акт в отношении Чеботаря был направлен в Измаильский горрайсуд, но там не сумели сформировать коллегию судей. Материалы были переданы в Киевский райсуд Одессы, который после нескольких возвратов обвинительного акта прокуратуре и самоотводов судей также не смог сформировать коллегию. Спустя полгода материалы вернули в Измаил. Затем был Малиновский райсуд Одессы, позднее ( с ноября 2017 года) — Приморский.
Пока суд да дело, обвиняемый молодой человек уже 2 года находится в СИЗО. В крайне неблагоприятных условиях — его содержали, например, вместе с двумя больными открытой формой туберкулеза. Как результат — эту страшную болезнь со временем диагностировали и у самого Михаила, но не госпитализировали. Сегодня он — инвалид 2-й групппы…
— В СИЗО Чеботаря удерживают необоснованно, — комментирует адвокат Андрей Лещенко. — Следствие и прокуратура пошли по самому простому пути — обвинить того, кого поймали, а нынче удерживают под стражей под предлогом того, что он якобы может исчезнуть.
Кроме того, согласно выводам судебно-медицинской экспертизы, девочка погибла в промежуток времени между 23.30 и 01.30, в ночь с 26 на 27 августа. В материалах дела указывается, что мой подзащитный находился один с 02.30 до 03.30. При этом исследование трупных пятен показало, что смерть девочки наступила до 01.30, то есть тогда, когда обвиняемый находился в компании людей — отмечали день рождения.
Это — четкое алиби, но, похоже, оно не волнует ни следствие, ни представителей правосудия. Впрочем, как и другой неоспоримый, казалось бы, факт. Как следует из материалов уголовного производства, девочка сопротивлялась насильнику и, как полагается в таких случаях, непременно проводится исследование материала, взятого из-под ногтей жертвы. По словам адвоката подсудимого Андрея Лещенко, в деле имеется заключение судебно-медицинской экспертизы относительно биологического материала, изъятого из-под ногтей Лины. В нем обнаружена ДНК насильника, но это не ДНК Чеботаря!
Фото предоставлены автором.
Автор: Александр Левит.
Автор:
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More
1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More
В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More