Кому помешала знаменитая «Книжка»? Версий — целое море. Никому не верится в добропорядочность Одесской областной прокуратуры, которая вдруг озаботилась зелёной зоной Александровского проспекта. Напомним, именно эта прокуратура подала иск о незаконности договора аренды и пытается закрыть «Книжку» через суд.
И мэрия, которая, не дожидаясь решения суда, вручила «книжникам» приказ освободить территорию в три дня, выглядит странно. Та самая мэрия, заключившая два года назад договор об аренде земли «Книжкой» ещё на 10 лет. Если уж были грубо нарушены правила зонинга и установки временных конструкций, то почему спохватились только сейчас? И почему у прокуратуры нет претензий к чиновникам, заключавшим договор с «Книжкой»?
Тем более странно, что по слухам — последнюю войну за «крышевание» «Книжки» между прокуратурой и СБУ выиграла таки прокуратура. Так с чего вдруг — закрыть?..
Но критики не выдерживает ни одна. Понастроить своих «мафов»? Но что принесёт больше дохода, чем нынешняя «Книжка» с оживлённой торговлей и «левым» обменом валют? Обустроить зелёную зону? Но на квартал ниже — целый парк, до которого никому нет дела. Звучит и зловещее «Галантерник», которому привычно приписывают всё непонятное зло. Но обрисовать его реальный интерес в этом деле никто не способен.
Торговцы «Книжки» с гордостью рассказывают, что их рынок — третий по значению в Одессе, после «Привоза» и «7-го км». Говорят, что именно сюда многие одесситы водят туристов и заезжих родственников на экскурсии, чтобы продемонстрировать остатки живого одесского колорита. Возможно, сейчас рынок доживает последние дни. «Сверху» продавливается решение, что пустая зелёная зона в этом месте нужнее.
А тем временем «Книжка» — это не просто торговля. Это 300 рабочих мест (местные говорят, что неофициально — до 1000). Это миллионный чистый доход в казну города ежегодно. И это место, возникшее стихийно, для реальных нужд одесситов, а не спущенное «сверху» по загадочным планам благоустройства.
Книги в Одессе продавали всегда, но книжного рынка не было до 90-х годов. Разрешённое брали в магазинах. А редкими или запрещёнными книгами торговали из-под полы. Продавцы таких книг собирались у книжных магазинов и на маленьких стихийных рынках, которые регулярно разгоняла милиция. Постоянный нелегальный рынок в итоге образовался в Горсаду. И только после развала Союза «книжникам» выделили постоянный участок земли. Торговые ряды установили на Греческой площади (тогда ещё Мартыновского).
Журналист Леонид Кучеренко в статье о той «Книжке» вспоминает:
«Появилась первая «Книжка», куда нас гостеприимно позвали стражи порядка. Наспех были поставлены металлические столы, которые мы поначалу арендовали на двоих, не зная, надолго ли нам разрешили. Криминала в чистом виде практически не было, нападения и «гоп-стопы» на торговцев прекратились после того, как на любителей легкой наживы навела шороху «крыша» из пары отставных милиционеров. Между делом они отлавливали и карманников.
Потом пришли валютчики, привлеченные расположением в центре города и большой клиентурой. Получился своеобразный симбиоз – люди сдавали менялам валюту и тут же покупали книги».
Старожилы помнят, что когда-то сюда за книгами ездила вся Одесса. До середины 90-х тут искали редкие книги, о которых в магазинах не слышали. В последние же 10 лет идёт постепенное перерождение книжного рынка — в хозяйственно-продуктовый. На пресс-конференции в защиту «Книжки» предприниматели заявили журналистам, что книжная торговля до сих пор составляет 60% от общей. Но торгующие на «Книжке» признают: цифра завышена. В реальности — 40%.
Сегодня здесь торгуют приставками, элитными продуктами, сладостями, алкоголем, импортной бытовой химией. На вопрос о «контрабандном товаре» продавцы смеются: разве это контрабанда? Так, товары из «дьюти-фри». Или знакомый, едущий в Европу, прихватит ящик-другой того, что у нас не достать…
Именно это и стало камнем преткновения между одесситами, выступающими за и против «Книжки». Зелёной парковой зоны вместо книжных рядов хотят немногие. Но многие считают, что прежней «Книжки» и так уже нет, а обычному рынку не место на Александровском проспекте. Но на эти претензии у продавцов тоже есть резонный ответ:
"Мы — предприниматели и продаём то, что одесситы готовы купить. Разлюбили книги, перестали их покупать? Значит, на прилавках появятся другие товары. Мы тут не миллионеры, как некоторые думают. У нас скромные обороты, часто все наличные вложены в товар. И этот товар мы должны быстро продать, чтобы прокормить свои семьи. Все тоскуют по книгам на словах, но сколько готовы поддержать книжный рынок своим рублём?"
Спрос на книги упал, но не исчез. Многие одесситы всё ещё охотятся за бумажными изданиями. Наибольшим спросом здесь пользуются учебники, справочная литература, малотиражные иллюстрированные каталоги и дорогие подарочные издания.
«День начинается и заканчивается тут. Тут наливают горячий кофе и всегда спрашивают, как дела. Тут наш «офис» на деревянных скамьях под развесистым деревом. Тут нас встречают дарители и передают нашим подопечным деньги. Тут работают те, кто помогают нашим подопечным. Тихо, без громких слов. «Нашим» старикам и детям. Пацанам в госпитале. Десятками тысяч гривен.
Мне больно, что ни договора аренды, ни своевременная плата и вложение собственных средств в облагораживание территории не имеет никакого значения. Пришёл человек и сказал — «вы тут больше не работаете… а вы тут больше не пьёте кофе…». Честно, я не знаю, как можно повлиять на этот процесс. Но понимаю, что каждый раз, пока мы будем молча смотреть, как попирают права и законы, мы будем предавать и часть себя. А всем, кто кричит о том, что нужно облагородить место и сделать там парк, рекомендую пройтись по прилегающим кварталам проспекта и заглянуть в Старобазарный сквер».
Против сноса «Книжки» выступил и одесский телеведущий Михаил Бейзерман:
Как и все значимые места в Одессе, «Книжка» обросла легендами, которыми охотно развлекают всех желающих. До сих пор помнят кота, который много лет жил на дереве ещё на старой «Книжке». Будто бы злые собаки загнали его на дерево ещё котёнком, там он и остался. Рассказывают, что торговцы и неравнодушные граждане раскормили кота до крайней степени упитанности, но в руки он никому не давался. Говорят, кот просто исчез, когда сносили «Книжку» на Греческой…
А одесская писательница Юлия Верба в истории «Беня знает за облаву» пересказывает одну из свежих легенд — с участием «бывшего начальника милиции с благородной грузинской фамилией». Начальник «узнал про «вертеп разбойников» в самом центре города, раскинувшийся за углом от СБУ, и решил убедиться лично. Его узнали и… спокойно поменяли сто баксов. Говорят, он был в бешенстве, собрал экстренное совещание, кричал, топал ногами и требовал стереть с лица земли. «Книжка» высказала своё недоумение: «Ему как уважаемому человеку сделали по хорошему курсу — чем недоволен?». Репрессии продолжались недели три. Никого не поймали. Затем всё успокоилось. «Да, всё правда. А что такого? Жванецкому меняли, Карцеву меняли и Лорду поменяли — у нас никакой дискриминации».
Всё тот же Бейзерман приводит интересный исторический факт: весь Александровский проспект хотели изначально отвести под торговлю.
"Был такой ученый, Владимир Иванович Тимофеенко, одессит, теоретик архитектуры, исследователь архитектуры и градостроительства, доктор искусствоведения, профессор. И издал он в 2006 году книжку "Відродження Одеси: Архітектура повоєнного десятиріччя". Там большой кусок был посвящен Александровскому проспекту, который должен был стать главным торговым местом Одессы. Речь шла о том, что возрождение торговых рядов и магазинов Александровского проспекта важнее для Одессы, чем возрождение Преображенского храма. Другой великий одесский архитектор, Адольф Борисович Минкус, на выставке в 1909 году презентовал проект с торговыми павильонами и торговыми рядами, призванный реанимировать изначальный замысел Деволана. Проект приняли в реализацию, но события 1914 и 1917 помешали.
Александровский проспект изначально проектировался и трактовался Деволаном, как главная улица Одессы и основная коммерческая магистраль. До тех пор, пока городской архитектор Торичелли не перегородил собственным домом въезд со стороны гавани. Его примеру последовали другие влиятельные домовладельцы — А. И. Маюров и И.А. Ансельм (коррупция бессмертна!). Первый выстроил огромный дом в центре Греческого рынка («круглый дом»), второй отделил проспект от Греческого рынка, возведя дом на месте, где потом вырос ресторан «Киев». Вот такая историческая быль. Это вам по поводу «старой Одессы», традиций и «понатыканных» торговых точек…"
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
View Comments
поймите правильно..сегодня книжку уберут...завтра дерибассовскую закроют..после завтра оперный развалят
после.. после завтра..наступят сумерки...и куда мы идем????? явно не к бенниной маме...
голубой, круто ты книжку к оперному присоединил))) ну а Дерибасовскую мы уже потеряли. Улица столовая т.е Дерибасовская. книжка что строение старины глубокой? наследие Одессы? вот эти слова можно адресовать не только полицейскому , а и мэру и архитектору и всем чиновникам ОДЕССЫ: «Если ты пришел в полицию для коррупционной наживы, а не для защиты граждан, то тебя ждет следствие и суд, — прокомментировал главный полицейский региона. — Это касается каждого, независимо от званий, должностей и предыдущих результатов. Купить „прощение“ за коррупционные деньги не удастся. Псевдополицейским, которые унижают честь профессии, не место в нашей системе».
вы бы дома спасали , которые вокруг книжки. А вы спасаете коррупционную щель под названием книжка. Вспомните , что там вообще то кладбище. А где был Деволан, когда застроил мусульманское кладбище: это угол Дерибасовская - Екатерининская.
коррупция к сожалению стала нормой жизни..я вот недавно счетчик менял на воду..сколько из меня кровушки попили!!?? это полный беспредел.. мало того, что, новый счетчик заброковали пришлось купить новый..хотя в любой стране поверка и установка приборов учета обязаность поставщика услуг кроме африканских стран где нет водопровода...и чем дальше тем хуже и хуже..я вот почесываю анус чтобы свалить отсюда куда нибудь...а что тут делать????