Где идем? Да конечно же, в Отраду! Нет-нет, не знаменитый пляж, а в район города, который именуется Отрада, где тихие исторические улочки, которым вернули исторические же названия — Отрадная, Ясная, Морская, Уютная — переливаются одна в другую, порой так незаметно, и так же тихо.
Вот вы спросите: где театр с его фестивалем, а где экскурсия по отрадинским улицам? А вы не торопитесь. Здесь все так неожиданно, но логично связано воедино, что экскурсанты сами не спели сообразить, как стали не только слушателями увлекательной экскурсии, но и участниками… съемок продолжения вечной одесской «Белой акации».
То ли экскурсия, где Евгений рассказал столько всего, что пора бы писать по ней отдельную книгу, то ли просто прогулка — ностальгическая и некоторой печалью (от элитного некогда дачного района осталось так немного!) — была посвящена посвящается престижному району Отрада и его неповторимой, уникальной архитектуре. Евгений Гринкевич — истинный одессит, харизматичный и эмоциональный — так подал историю этого района города, что, кажется, он стал не просто ближе, а совсем родным.
Мы пустились за Евгением, и он сразу, еще на площади перед театром Музкомедии, сумел погрузил нас в прошлое Отрады — этого живописного уголка города, который начал застраиваться в 1889 году, когда землевладельцу Д. Халайджогло был разрешен раздел его хутора и продажа участков, образовавших впоследствии те самые тихие одесские улочки.
— Официальным входом в Отраду считается Мавританская арка, ведущая на пляж Отрада, где находится Канатная дорога. Арка была построена в начале ХХ века знаменитым архитектором Валерианом Шмидтом. Ранее в самой арке находились прекрасные чугунные ворота — это был въезд на дачу Ждановой. Весь квартал и нижняя терраса также были дачей Ждановой, — начинает Евгений, подчеркивая, что, впрочем, Отрада — не только бывшая дача Ждановой, но и весь район старой одесской застройки, который начинается Мавританской аркой, а заканчивается улицей Отрадной, переходящей в Уютную, Морскую и Ясную.
Была еще одна арка… Но (как сказал Евгений, «можно начинать плакать») она не сохранилась. Впрочем, поводов для печали по не сохранившимся особнякам, дачам и доходным домам в Отраде — хоть отбавляй.
Откуда взялось «отрадное название»? Да потому что этот район очень быстро стал весьма респектабельным, то есть, «отрадные люди», проще говоря, зажиточные домовитые хозяева.
Ну а потом, как водится: страшные события, грянувшие после февральской революции, большевистский переворот со всеми его трагическими последствиями, навсегда разделил судьбы отрадинцев на тех, кто был, и кто выжил в Гражданской войне, во время сталинских репрессий 1930-х годов, уцелел в годы Отечественной войны и оккупации. Это же напрямую касается не только людей, но и зданий Отрады.
Нет-нет, всего услышанного от Евгения Гринкевича не пересказать, да я и не пытаться не стану. Остановлюсь лишь на тех «кусочках», которые затронули больше всего.
Ну вот, к примеру, магазинчик напротив театра Музкомедии. За ним ведется строительство. Евгений Гринкевич рассказывает, что магазинчик и гораздо раньше был именно «отрадинским магазином», но, судя по всему, это одноэтажное здание скоро тоже исчезнет, и на его месте будут новые постройки.
Как-то так получается у Евгения Гринкевича? Каждая поведанная им история — как исторический «выстрел» в уши и сознание. Ну вот сами посудите. Улица Отрадная. Сразу за вышеупомянутым магазином находился жилой дом и водочный завод «Товарищества Южного водочного завода и виноделия М. Я. Розенберг и К» под фирменной маркой «Золотой колокол»!
Колокол? Именно! Тот самый «шустовский» колокол? Так вот, именно господину Розенбергу, а не «Товариществу коньячных, водочных заводов и виноделия Н. Л. Шустов с сыновьями», поначалу принадлежал торговый знак «Золотой колокол». Это в 1898 году на Отрадной, 15 начал производить водку, ликеры и коньяк Моисей Розенберг.
А вот, тоже на улице Отрадной, сохранившийся дом немецкой готики. Знаменит многими своими известными жителями. К примеру, именно в нем родился знаменитый одесский футболист Александр Злочевский, который, как подчеркивает Евгений «никогда не изменял Отраде». А на Отрадной, 13 (увы, дом этот не сохранился) родился, как рассказывает Евгений, знаменитый Сергей Колбасьев, большой популяризатор джаза. Вспоминаем фильм «Мы из джаза», качаем головой, что теперь и мемориальную табличку по этому поводу негде повесить, и спешим дальше.
Мы во дворе дома в начале улицы Ясной. Удивительный одесский дворик! Здесь растет раскидистый огромный дуб — настоящий ботанический памятник. В этом же дворе сохранился особняк, который когда-то принадлежал управляющему домами Отрады. Особняк-то сохранился. Но более современные балконы его «благополучно доканывают». Кстати, в этом же доме имеются остатки знаменитой старинной марсельской черепицы. Евгений на всякий случай переходит на шепот, сообщая об этом и показывая на раритет: как бы кто не прознал и не «свистнул» на «добрую память» об истории любимого города.
Ах, Отрада, Отрада!.. И что здесь только не находилось, и кто здесь только не жил. Было здесь и Одесское попечительство глухонемых, жил здесь и консул Великобритании, находилось здесь даже Горное управление города.
Дом № 7 по улице Отрадной… Вот уж любопытное здание! Оно вроде и сохранилось. Но входные двери по обе стороны давно заделаны. А, как рассказывает Евгений Гринкевич, эти двери вели в специальные комнаты, где перед тем, как попасть домой в непогоду, жильцы, могли привести себя в порядок: очистить обувь и одежду, оставить коляску… Теперь остались только «следы» от дверей. Да и вообще в Отраде остается все меньше и меньше того, прежнего, аутентичного.
Впрочем, какие-то таблички время еще сохранило. Надолго ли? На Отрадной, 5 читаем на табличке, к примеру, о том, что это дом Вильгельма Генриховича Страдъ. Евгений рассказывает, что здесь собирались художники, писатели, философы. Такой вот был интереснейший «клуб».
И вот ведь какая история связана с этим «тишайшим» домом. Здесь жила Марфа Викторовна Цомакион (1885 — 1977), художница-орнаменталистка. В 1919 г. поступила на живописное отделение Одесского художественного училища, где училась у К.К. Костанди. Она расписывала вазы, создавала орнаментальные обложки конвертов для грампластинок. С 1932 г. работала искусствоведом и художником при Одесском отделении Союза художников. На одной из ее выставок кто-то стянул камни, которыми были украшены одна из ее работ…
Мало кто знал, что когда пришли годы оккупации Одессы румынскими войсками, Марфа Викторовна в 1941-1944 гг. была членом правления Одесского общества художников, в тот же период она познакомилась с умным, образованным юношей, который ездил по Одессе на спортивном автомобиле. Портреты его матери-королевы висели тогда во всех присутственных местах. А был он не кто иной, как молодой король Румынии — Михай I. Они сдружились, сблизились. Как рассказывает Евгений, мама Марфы называла на одесский манер — «Михайчик».
Как известно, в августе 1944 года Король Михай приказал арестовать диктатора Румынии маршала Антонеску и его сторонников-генералов и объявил войну Третьему Рейху. А что же роман Марфы и Михая?.. Увы, после 1947 года Михай уехал в Швейцарию и в 1948 году женился династическим браком на принцессе Анне Бурбон-Пармской.
В Отраде жил и писатель Александр Федоров, познакомивший, кстати, Валентина Катаева с Иваном Буниным. Александр Федоров дружил с Буниным, был даже шафером на его свадьбе с Анной Цакни. На ул. Морской жила крестная мама Анны Ахматовой Мария Вальцер. А на улице Уютной, 2 родился жил любимый многими и многими артист Владимир Самойлов. К счастью, этот факт увековечен: не так давно здесь появилась мемориальная табличка с его портретом.
На ул. Уютной, 7 проживал Евгений Запорожченко — моряк, краевед, один из героев повести его друга детства Валентина Катаева «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона». Он много лет на общественных началах трудился в обществе охраны памятников. Это благодаря его стараниям одесситы и гости нашего города могут похвастаться тем, что сохранена Мавританская арка да и сама современная Отрада, которую собирались «перестроить коренным образом» еще в 60-х годах прошлого века. Кстати, в этом доме сохранился звонок из раньшего времени — в виде, понятное дело, старинного колокольчика.
На улицах Отрады еще можно «заприметить» и кусочки аутентичных оград, и диковинные лестницы в старых парадных, и башенки, и колонны (пусть даже облупившиеся), деревянные балконы и многие-многие другие кусочки истории, которое еще сохранило для нас время. Нужно лишь отыскать время, запастись терпением и неспешно пройтись по этому уголку тихой Одессы, где сама история раскроет вам свои тайны, легенды, загадки.
День сегодняшний тоже отметился в Отраде рядом современных «штучек». Не очень многие знают, что именно здесь, на углу Отрадной и Морской, «растет» самый большой одесский огурец. Говоря современным языком, этот арт-объект установлен на ограде детского садика.
«Отрада с ее четырьмя милыми, глухими улицами, обсаженными белыми акациями, сквозь перистые листья которых так романтично просвечивало слегка зеленоватое приморское небо…», — так писал об этом районе Валентин Катаев. В этом смысле здесь ничего не изменилось. Может быть, поэтому здесь снимались многие фильмы и именно здесь создается особое настроение — и ностальгическое, и в то же время то, которое словно вторит названию одной из улиц Отрады — уютному?
Сегодняшние отрадинцы, которые проживают в этом дворе, встречают нас и с улыбкой, и с некоторым недоумением. А на веревках, рядом с сохнущим бельем, висят такие милые сердцу «яркие представители» театрального реквизита — связки бубликов, лука и чеснока, вязки бычков и сосисок. И тут… Вы не поверите: перед нами «выросли» Лариса и Яшка-буксир из «Белой акации» (артисты ОАТМК — лауреат премии Гран-при Международного конкурса вокалистов Лилия Духновская и Андрей Мирошниченко).
И снова перед всеми, прямо здесь, в одесском дворике, была разыграна сцена из спектакля. Но мы же не случайно заговорили о кино. Тут же появился режиссер (артист Денис Фалюта), который сообщил, что все сейчас станут участниками съемок фильма-продолжения не менее легендарной киноленты «Белая акация». Реквизит раздавался сразу же, бешеный темп «съемок» нарастал. Жители двора с любопытством поглядывали, как экскурсанты, не очень понимая, что же происходит, получают связки бубликов и чеснока. В качестве главного героя был тут же задействован и Евгений Гринкевич, который моментально точно вписался в «роль».
А еще — самыми яркими впечатлениями, которые останутся надолго в душе каждого — с ароматом все той же «Белой акации», давшей имя известнейшему спектаклю, любимому фильму, а теперь и фестивалю «Акация Фест», который сумел собрать одесситов вместе, погрузить их в прошлое, окунуть в насыщенный творчеством день сегодняшний и подарить едва ли не самое главное — светлую надежду на прекрасное завтра.
Как проходит масштабный фестиваль «Акация-фест» — читайте в этом материале.
Фото автора
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
View Comments
Прекрасный очерк. Я считаю, что нужно добавить тот факт, что на ул. Уютной, 6, до Второй мировой войны проживала молодая звезда кино того времени, Марионелла (Гуля) Королева, героиня повести Елены Ильиной, "Четвертая высота".