Похороны В. Навроцкого проходили при огромном стечении народа — свыше 100 000 человек. Его уважали, любили и радушно принимали на всех уровнях общества. Две особые колесницы везли около ста венков с надписями на лентах: "Газетному Льву", "Доброму и отзывчивому человеку-учителю" и т. п. В те скорбные дни было получено много телеграмм-соболезнований из разных городов. На Соборной площади, по которой двигалась траурная процессия с металлическим гробом ко II Христианскому кладбищу, были зажжены фонари, перевитые траурными лентами. Похоронили В. Навроцкого на 26-м участке.
Василий Навроцкий не был коренным одесситом. Он родился в Кременчуге в дворянской семье. Отец служил рядовым чиновником Кременчугской провиантской комиссии, арендовал земельные угодья, на которых выращивал пшеницу.
Василий обучался в полтавской гимназии, но после того как отец разорился, учебу пришлось прервать. На семейном совете решили: Навроцкий-младший отправится в Одессу и там начнет трудовую жизнь. Он поступил в типографию Петра Францова, где получил скромную должность экспедитора.
В ноябре 1873 года В. Навроцкий, которому исполнилось 23 года, приобрел у губернского секретаря, редактора-издателя "Новороссийского телеграфа" Александра Серебренникова право на издание газеты "Одесский листок объявлений". В то время весь капитал будущей легенды Одессы составлял пять рублей. Навроцкий не пал духом и отправился по торговым фирмам за объявлениями. В течение нескольких дней ему удалось собрать 1500 рублей. Этот эпизод был рассказан впоследствии самим Навроцким, но звучит он, как нечто нереальное.
В последующие годы В. Навроцкий прилагает усилия, чтобы расширить программу издания. Лишь спустя семь лет ему удается добиться того, что с 1 июля 1880 года газете разрешено печатать правительственные распоряжения, телеграммы из русской и заграничной жизни, внутренние известия из России и коммерческую хронику. А с 11 августа газета меняет название на "Одесский листок". Позже были получены разрешения на печатание фотографий и рисунков в газете, ежедневный выход вместо шести раз в неделю и др.
Успех издателя был поразительным. Неутомимый и энергичный владелец развивал и совершенствовал свое дело. Он все силы отдавал своему детищу, оберегая его от нападок свирепой цензуры, обеспечивая газету средствами и литературными силами. Это был прогрессивный печатный орган по типу столичных газет.
Благодаря растущей популярности среди читателей постоянно рос и тираж «Листка».
Газета приносила владельцу солидную прибыль. Это позволило в 1892 году построить собственный дом на Ланжероновской, 8 (одесситы так и называют это здание: Дом Навроцкого), где поместились редакция, контора и типография. Здесь же открылась бесплатная читальня для подписчиков газеты.
По случаю окончания строительства 26 октября состоялось торжественное освящение дома, на котором присутствовали Григорий Маразли, представители власти, печати, артисты и много именитых гостей. В построенном доме В. Навроцкий устроил электрическое освещение, что было довольно смелым новшеством по тем временам.
Издатель заботился о техническом оснащении своего печатного заведения. В 1896 году в типографии была установлена ротационная машина, приобретенная у парижского фабриканта. Машина печатала 8000 экземпляров издания в час. С ее помощью "Одесский листок" стал выходить в обновленном виде. В 1907 году была выписана наборная машина берлинской фабрики "Монолеин", заменившая каторжный труд восьми наборщиков.
А еще в сентябре 1891 года Василий Навроцкий при большом стечении народа впервые продефилировал по Дерибасовской — в "самобеглой" коляске французской марки "Панар-Левассор". Заморская техника была куплена во Франции и проделала путь из Марселя в Одессу на пароходе.
Впереди автомобиля Навроцкого бежал наемный мальчишка с флагом. Он громким криком предупреждал зевак об опасности. В машине было всего два места и напрочь отсутствовал руль. Вместо него использовался рычаг, похожий на те, которые применялись в лодках. Взявшись за него обеими руками, водитель с трудом поворачивал авто в нужную сторону. Деревянные колеса со сплошными каучуковыми шинами производили громкий стук по булыжной мостовой, который вкупе с рычанием четырехтактного мотора наводил ужас на обывателей. Именно поэтому Василию Навроцкому было строго-настрого запрещено выводить свой экипаж на городские улицы по ночам. Предельная скорость составляла всего-навсего 30 километров в час. Ее развивал мотор мощностью четыре лошадиные силы. Немногим позже в "Одесском листке" был опубликован гневный фельетон о том, что за нарушение общественной безопасности и "чрезмерную" скорость — около 25 километров в час — владелец автомобиля получил строгое внушение от околоточного пристава. Так Одесса стала первым городом необъятной Российской империи, где появился первый автомобиль и был применен первый штраф за превышение скорости.
Василий Навроцкий — одна из самых заметных фигур тогдашнего одесского общества. Он поддерживал все прогрессивные силы и течения. От природы очень способный человек, он был одарен незаурядной энергией, потрясающей работоспособностью, обладал даром инициативы, за что его в шутку называли "одесским американцем".
Он принимал живое участие во многих учреждениях: был почетным попечителем в одной из женских гимназий; членом общества литераторов и ученых; членом — учредителем Федоровского общества печатного дела в Одессе; почетным членом общества правильной охоты, попечителем бондарной артели и др.
Кроме того, Навроцкий был известен благотворительностью и добротой. В 1898 году, когда отмечалось 25-летие "Одесского листка", на торжественном обеде, где присутствовало 400 сотрудников и гостей, он предложил учредить приют для престарелых и не способных к труду тружеников печатного слова Юга России, без различия национальности, вероисповедания, звания и класса. Причем тут же пожертвовал 3000 рублей. В дальнейшем В. Навроцкому удалось собрать на сие богоугодное дело до 100 000 рублей. За собственные средства издатель содержал в городе бесплатную столовую для неимущих литераторов и журналистов.
11 мая на 26-м участке II Христианского кладбища завершится реставрация места захоронения Василия Васильевича Навроцкого, дворянина, издателя и главного редактора газеты "Одесский листок", почетного гражданина Одессы, гласного городской Думы четырех созывов. Его называли "Чудом Одессы", человеком, который был бриллиантом в короне города.
"Навроцкий начал свою публицистическую карьеру с "Одесского листка объявлений", довел постепенно его до размеров большого органа, насчитывающего, в сравнении с остальными газетами, наибольшее число подписчиков. Таким успехом "Одесский листок" обязан своему патрону, который, если и пасовал как публицист, то зато по части юркости и находчивости рекламиста не имел себе соперников в одесской прессе. Меняя свое направление "по духу времени и постоянно держа нос по ветру", он умел ловко лавировать на своей утлой ладье…»
Спустя столетие "Одесский листок" возвратился. Сегодня газета с таким названием выходит в Соединенных Штатах Америки. Издается одесситами, патриотами города, любящими его историю и уважающими великих одесситов, каковым был Василий Васильевич Навроцкий.
Издательство "Одесская жизнь" выражает благодарность ГЕННАДИЮ ХАРЛАМПИЕВИЧУ МИХАЛЬЧЕНКО, директору специализированного предприятия КБО, заведующему II Христианским кладбищем, и ВАСИЛИЮ ДМИТРИЕВИЧУ УЗУНУ — ЗА АКТИВНУЮ ПОМОЩЬ И ПОНИМАНИЕ В РЕСТАВРАЦИИ МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЯ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА НАВРОЦКОГО.
11 мая в 11.00 на 26-м участке Второго Христианского кладбища Одессы состоится торжественное мероприятие по поводу окончания реставрационных работ на месте захоронения известного одессита Василия Навроцкого.
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More
1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More
В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More
Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More