Несмотря на близость к морю и центру Одессы, пологий песчаный берег и наличие транспортных магистралей, Пересыпь до сих пор остается депрессивным районом с убогим жильем и полуразрушенной промзоной. Рассмотрим как здесь можно сделать туристический центр, подобный пляжам Тель-Авива или Рио-де-Жанейро.
В процессе отделения Хаджибейского лимана от моря район пересыхал. Пересыпь стала источником пылевых бурь – песок подхватывался ветром и переносился на большие расстояния. Проблему решил градоначальник А.И. Левшин: на Пересыпи высадили десятки тысяч деревьев на площади 250 гектаров — Левшинские плантации. Это закрепило ползучий ландшафт песчаного побережья и прекратило пылевые бури.
Во второй половине XIX века Пересыпь снова изменилась. Левшинские плантации вырубили. На берегу появились Хлебная и Нефтяная гавани порта. Как грибы начали расти промышленные предприятия, часто прямо на побережье: завод сельскохозяйственных машин Гена, сахарный завод, скотобойни… Район Лиманчика стал местом дислокации нефтехранилищ Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). На Пересыпи построили несколько электростанций. Прилегающие улицы стали районами рабочих поселков с неустроенным бытом. Море оказалось отрезано от города. Рекреационный потенциал Пересыпи был потерян на долгие годы.
В советское время пересыпский берег моря от скотобоен почти до Лузановки превратился в промзону. Построили нефтеперерабатывающий завод, нефтеналивную железнодорожную станцию, расширили район нефтебаков.
Только в 30-х годах побережье Лузановки стало превращаться в курорт. Долгое время этот лучший естественный пляж Одессы был труднодоступным. Попасть туда из города можно было только на трамвае, ходил он редко, а дорога занимала больше часа.
Только в 50-х годах Лузановка стала популярным пляжем. Тогда построили причал для пассажирских катеров. Из центра города — всего полчаса по морю.
Потом начал застраиваться жилмассив имени Котовского, и Лузановка стала основным пляжем для его жителей.
Депрессивными выглядят и жилые кварталы по улицам Черноморского Казачества и Атамана Головатого. Старые дома лишены элементарных бытовых удобств и в большинстве — сильно изношены.
Помимо этого Пересыпь представляет собой экологически неблагоприятное место для проживания людей: тесное соседство автомобильных и железных дорог, промышленности, высокий уровень грунтовых вод и постоянная угроза подтопления.
В то же время Пересыпь является транспортной магистралью: здесь проходит единственная дорога с поселка Котовского в другие районы города, магистральная железная дорога с несколькими станциями. Часть берега на Пересыпи занимает порт.
Таким образом приморская территория используется совершенно нецелесообразно – и заводы стоят, и люди у моря здесь не отдыхают. А жить здесь некомфортно.
По большому счету, нужно «перезагрузить» Пересыпь, сохранив лишь основные автомагистрали, трамвайные линии и памятники промышленной архитектуры. Всю устаревшую промзону — снести. Более успешные предприятия — вывести за черту города.
А освободившиеся территории от моря до железной дороги можно занять пляжами, отелями и, в меньшей степени, жильем. Все это — среди зеленых насаждений. Основной принцип строительства — постепенное увеличение высоты зданий от побережья вглубь района. То есть вплотную к пляжам могут примыкать невысокие, в 3-5 этажей, отели. За ними — 7-12-этажные гостиницы, офисные центры или жилье премиум-класса. На третьей линии — здания выше 16 этажей в виде бизнес-центров или жилья эконом-класса.
Ряд промышленных зданий можно сохранить как памятники архитектуры, переделав в офисные центры, музеи и киноконцертные залы.
Для улучшения транспортного сообщения необходимо проложить непосредственно вдоль пляжей, между ними и первой линией застройки транспортную артерию — двухполосную автодорогу локального значения. Необходима и вторая линия трамвая, параллельная существующей.
Таким образом, новое строительство будет обслуживаться новой же локальной дорогой. Отдыхающие будут ехать к пляжу на трамвае, по аналогии с «Береговым трамваем» в Бельгии. А нынешняя линия трамвая на участке, примерно, от Лузановки до Ярмарочной площади, может вообще работать без остановок — в экспресс-режиме.
Все это может дать Одессе свыше двух с половиной километров пляжной зоны и пространство для строительства более чем сотни многоэтажных зданий.
Есть и проблемы. Важнейшая — экологическая. Она касается выноса нефтеперерабатывающего завода, нефтегавани и нефтехранилищ, рекультивации их территории. Также необходимо расселить нынешних жителей нескольких кварталов на Пересыпи.
Обновленная автомобильная инфраструктура включит в себя многоуровневую развязку около Пересыпских мостов, расширение существующих автомагистралей и завершения автодороги «Север-Юг».
Естественно, что подобная масштабная реконструкция целого района займет не один десяток лет. Большую часть финансирования нового строительства следует возложить на плечи инвесторов, которые также возьмут на себя и инфраструктурную составляющую. Помимо строительства новых зданий, дорог и создания линии пляжей, будет необходима прокладка новых систем водопровода, канализации, электросетей и линий связи со значительным резервом мощности.
Зато вероятные результаты многократно превысят заложенные в нынешний Генеральный план Одессы цели. Вместе с развитием пляжно-рекреационной зоны это должно превратить Пересыпь в смесь Ривьеры с Манхэттеном, в Одесса-Сити.
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
View Comments
Сказочники. Где вы столько бабок наберёте? А инвесторам только дай волю - они вам весь пляж высотками застроят. Какие там отели в 3-5 этажей на первой линии? И потом где вы видели на Пересыпи нефтеперерабатывающий завод? Он, вообще-то, на Шкодовой горе находится.
Сказочники. Где вы столько бабок наберёте? А инвесторам только дай волю - они вам весь пляж высотками застроят. Какие там отели в 3-5 этажей на первой линии? И потом где вы видели на Пересыпи нефтеперерабатывающий завод? Он, вообще-то, на Шкодовой горе находится.
это здорово это просто ох...но...как будто перечетал роман ильфа и петрова 12 стульев....это статья круче чем доклад бендера о перспективе новых васюков..
да это подтверждение известной истины...дурень думкой богатiв...
Прежде,чем превращать Пересыпь в курортную зону надо решить транспортную проблему,а именно-построить мост через залив от центра до п.Котовского.Эта хорошая идея витала в воздухе лет 20 назад,но не реализовалась,а сейчас мы имеем там практически полный транспортный коллапс.Но это пока все из области фантастики,как и идея превращения Пересыпи в курортную зону.Делать это все пока некому,гораздо проще и выгодней нагромоздить где только можно всяких высоток,ТЦ,БЦ,а там трава не расти...
В мире сказок тоже люби булочкы :)