В апреле исполняется 104 года со дня смерти замечательного художника Михаила Врубеля. И хотя он прожил в Одессе совсем немного, именно здесь он начал работу над своим знаменитым «Демоном», планировал открыть рисовальную школу, сюда приезжал залечивать душевные раны и даже хотел остаться в Одессе навсегда.
В Одессе 13-летний Врубель поступил в Ришельевскую гимназию и увлекся, кроме рисования, естествознанием и историей. Через пять лет Михаил Александрович окончил гимназию с золотой медалью и настало время задуматься о будущем. Его отец и слышать не хотел о карьере живописца, а надеялся, что сын продолжит военно-юридическую династию. Пришлось Врубелю поступать в Петербургский университет на юридический факультет. Его художник также окончил с отличием, и даже год проработал в канцелярии главного военно-судебного управления, получив чин бомбардира запаса.
Но тут биография, начавшаяся вполне солидно, вдруг круто свернула в сторону: Врубель неожиданно записался вольным слушателем в Академию художеств. Когда он был на третьем курсе, в Петербург приехал Адриан Прахов, художник и историк. Для реставрации Кирилловской церкви в Киеве он искал талантливого художника, который при этом довольствовался бы скромной оплатой. Ему порекомендовали Врубеля.
Как только художник ступил на киевскую землю, с ним произошел неприятный инцидент. Совершенно не зная города, он спросил у первого же проходящего мимо человека, как найти Кирилловскую церковь. Тот небрежно махнул рукой: «А вы езжайте к сумасшедшему дому!». Эти слова звучали настолько странно, что молодой художник запомнил их на всю жизнь. Как оказалось, они стали пророческими. Однако ничего сверхъестественного в них не было — небольшая Кирилловская церковь действительно была расположена на территории психиатрической лечебницы.
Как-то Прахов приехал к Врубелю со знаменитым сахарозаводчиком Иваном Терещенко. В комнате на мольберте миллионер увидел картину Врубеля «Христос в Гефсиманском саду». Восхищенный Терещенко сказал, что покупает ее за триста рублей, — вполне солидные деньги. Но Врубелю казалось, что картина нуждается в доработке, и он попросил забрать ее через день-два. Вечером на полученные деньги Врубель отправился в цирк, и познакомился там с цирковой наездницей Анной Гаппе. Девушка так ему понравилась, что он захотел немедленно нарисовать ее. Свободного холста не оказалось, и он соскоблил краску с картины, проданной Терещенко, нарисовав там, вместо сцены в Гефсиманском саду, рыжеволосую красавицу-циркачку. Сахарозаводчик в ярости потребовал вернуть ему деньги. Врубель отправился занимать их к ростовщику Дахновичу, и в благодарность нарисовал его дочь Маню. Ее портрет называется «Девочка на фоне персидского ковра».
В Одессе Врубель встретился со скульптором Эдуардсом, с которым в свое время посещал рисовальную школу. Скульптор пригласил художника пожить в своем доме и вместе с Серовым стал уговаривать его переехать в Одессу насовсем и помочь организовать здесь художественную школу. Но Врубель не согласился. В следующий раз он приехал в Одессу в 1894 году. Здесь он создал из майолики голову Демона, которая сейчас хранится в Одесском художественном музее.
Однако растущая известность счастья Врубелю не принесла. Как-то весной художника и его жену, которой была оперная певица Надежда Забела, пригласили на дачу к художнику Николаю Ге. Они взяли с собой и маленького сына Савву. В поезде мальчик простудился и вскоре умер от крупозного воспаления легких. Врубель тяжело переживал смерть сына. Удар был настолько сильным, что художник лег в неврологическую клинику.
В клинике Врубель продолжал рисовать, это было своеобразной терапией, а его картины воспринимались, как что-то светлое и доброе. Здесь художник написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова. К тому времени Врубель стал стремительно терять зрение, и рисовал едва ли не на ощупь. Желая исправить что-то в фоне, он стер часть фигуры Брюсова, и один из санитаров забрал картину, чтобы почти незрячий художник ее не испортил.
Без любимой работы Врубелю было безумно тяжело, и все чаще ослепший художник повторял: «Так жить дальше нельзя!». Морозными зимними днями Михаил Александрович простаивал у открытого окна, надеясь простудиться и умереть. Наконец, ледяной воздух сделал свое дело: Врубель заболел воспалением легких и умер в больнице 14 апреля 1910 года.
Врубель получил заказ на оформление павильона на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Он представил два панно — «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Члены Академии художеств назвали их декадентскими. Меценат Савва Мамонтов, руководивший художественной частью выставки, решил утереть академикам нос. Арендовав помещение по соседству, он разместил там отвергнутые картины Врубеля. Над входом красовалась надпись: «Выставка декоративных панно художника Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств». Народ ринулся к павильону, чтобы посмотреть, чего же это там забраковали академики. А через несколько лет эти панно Врубеля восхищенно рассматривал в Третьяковской галерее император Николай II. При этом он язвительно интересовался у представителей Академии художеств, которые его сопровождали: «Не тот ли это художник, которого вы казнили в Нижнем?».
Когда Врубель уехал из Одессы, его отец и мачеха остались здесь и прожили более десяти лет. И хотя художник не очень любил Одессу и отзывался о ней, как о городе, в котором на первом месте стоит исключительно коммерция, он не раз приезжал сюда, ходил в театры и на выставки, общался с артистами, много рисовал. Сегодня в художественном музее можно увидеть две картины Врубеля — «Болотные огни» и «Валькирию», а также несколько рисунков.
Автор: Ирина Сорокина
Украинская режиссер и клипмейкер из Одессы Таню Муиньо стала обладательницей награды Hollywood Music Video Awards… Read More
Оказывается, к появлению знакомых нам мобильных телефонов, украинцы имеют прямое отношение. Хотя первый звонок с… Read More
Кажется, апрель сегодня решил показать, что способен на все времена года. Дождь, солнце, град, даже… Read More
По информации синоптиков Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в понедельник, 7 апреля 2025 года,… Read More
Софья Соколовская была большевичкой, для одних террористкой, для других революционеркой. Повороты судьбы в жизни «железной… Read More
Говорят, что у домов, как и у людей, — своя судьба. Если это так, то… Read More