Долгожданная премьера «Сувенира из Одессы» состоялась 19 марта, и вполне естественно, что одесских зрителей заинтересовал процесс съемок. Чтобы создать достоверный антураж и атмосферу 1917 года, съемочной группе пришлось столкнуться с «чисто одесскими» трудностями. Например, чтобы замаскировать современные кондиционеры на стенах домов, художники «развешивали» белье, которое одесские хозяйки испокон века сушат на балконах и во дворах. Электрические провода прятали за побегами вьющегося плюща, а дорожные знаки и пластиковые урны снимали, возвращая их на место уже после съемок. Благодаря этому на экранах мы можем видеть старые одесские улочки такими, какими они были более ста лет назад.
Проходит много лет, наступает 1985 год, и некоторые события из прошлой жизни героев вдруг всплывают на поверхность. И вокруг маленького сувенира — украшения в виде золотого футлярчика для скрипки закручивается настоящая детективная история.
Прототипом сувенира стало реально существующее изделие — гробик с маленьким скелетом, который был сделан одесским ювелиром в тот же период, о котором идет речь в сериале. Собственно, именно это изделие и описывает в своем романе Валерий Смирнов. Но поскольку главный герой картины — скрипач, создатели сериала решили слегка подкорректировать сюжет, придумав украшению иную форму. Так в футляре появилась миниатюрная скрипка, внутри которой находился камертон. Ювелиры изготовили его в единственном экземпляре из серебра, покрытого золотом.
Над проектом работало около 90 человек, в сериале снялись более 80 актеров, было разработано более 150 образов и задействовано рекордное количество исторических знаковых мест. Продюсеры картины отказались от павильонных декораций. Кроме того, немало эпизодов, связанных с Одессой, снимались в Киеве, однако локации вроде Одесского оперного театра и гостиницы «Лондонская» заменить было невозможно.
Не церемонилась с киношниками и погода — съемки сложных сцен часто приходилось переносить из-за дождя. Ведь на мокрой скользкой почве даже каскадерам работать было опасно.
В техническом плане самые сложные кадры довелось снимать возле Оперного театра. Для начала нужно было одеть около ста человек массовки в наряды того времени. Затем подготовить улицы — перекрыть центральную площадь, одно из самых туристических мест Одессы, где всегда много народу. Это создавало немалые трудности, но съемочная группа профессионально справилась со своей работой.
В картине снималась знаменитая Лариса Удовиченко и гениальный польский актер Даниэль Ольбрыхский. Одесские актеры Анастасия Борисова, Валерий Швец, Геннадий Скарга и Георгий Делиев. Кроме того, зрителей порадует и яркий состав украинских актеров, среди которых Дмитрий Суржиков, Станислав Боклан, Алексей Вертинский, Александр Кобзарь, Юрий Горбунов, Владимир Горянский, Дмитрий Сова, Алексей Тритенко.
Александр Соколовский, играющий Матвея в юности, раньше со скрипкой никогда дела не имел. Специально для него пригласили репетитора, который в течение месяца обучал его разным музыкальным премудростям. В итоге «Каприз № 24» Паганини он играет в кадре сам — вернее, имитирует все движения, а звук в исполнении профессионального скрипача накладывали уже на стадии монтажа.
Но не только Соколовскому пришлось на съемках учиться новому. В фильме есть сцены с верховой ездой, так что некоторым актерам пришлось осваивать верховую езду. А те, кто играл роли с французским текстом, работали с преподавателем языка.
Кстати, во время съемок и специально подготовленным ребятам — каскадерам тоже было, чем заняться: они прыгали со второго этажа, изображая воров, бегали и дрались, попадали под автомобили. Нередко актеры изъявляли желание самостоятельно выполнять трюки, как, например Дмитрий Суржиков (Котовский). Ему пришлось взбираться по лестнице с обратной стороны, хватаясь за ступеньки. Учитывая внушительную высоту, актеру предлагали не рисковать, однако удержать его не удалось, и трюк он выполнил сам.
По всем «одесским вопросам», включая специфический местный говор, съемочную группу консультировал одессит Леонид Заславский.
В процессе работы Даниэлю Ольбрыхскому прислали не те ноты, и мэтру пришлось разучивать движение смычка заново. Это тормозило съемки, проходившие в одесском ТЮЗе, где собрали более ста человек массовки. Для обучения Ольбрыхского пригласили скрипача из Одесской филармонии. Актера это смущало, поначалу он даже просил перенести съемку, чтобы подготовиться. Но вся массовка терпеливо ждала, и уже через несколько часов процесс возобновился.
Ну, а Лариса Удовиченко, в свою очередь, мастерски «пускала слезу» и справилась с поставленной задачей за несколько дублей.
Забавный случай произошел, когда выбирали локацию для очередной сцены. «У нас в сценарии есть эпизод, в котором описывается, как с городской площади украли сигнальную пушку. Мы приехали выбирать локации и пошли на нее посмотреть. А она такая большая! Думаем: ну как ее можно украсть…Через день возвращаемся на то же место, а пушки нет! Действительно исчезла!» — рассказывает режиссер Олег Туранский. «Видимо, ее забирали на реставрацию, а позже вернули», — добавил режиссер.
Галина ПОЛИЩУК
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More