8 февраля, в широкий кинопрокат выходит документальный фильм «Миф», посвященный всемирно известному оперному певцу Василию Слипаку. Герою Украины, ушедшему добровольцем и геройски погибшему в зоне АТО.
В числе основных действующих персонажей ленты — музыкальное сопровождение. Его создали замечательные композиторы современности, в числе которых — Евгений Гальперин. С ним и беседует автор этих строк о Василии Слипаке. О человеке-махине, неповторимом оперном голосе, яркой индивидуальности…
— Евгений, свой концерт в Зеленом театре Одессы в 2016 году вы начали с произведения, посвященного Василию Слипаку…
— Тем не менее, он решил посвятить себя не только сцене, где всеобщее признание пришло к нему очень рано…
— Верно. Казалось, он постоянно в поисках какой-то сверхцели. Возможно, еще и в силу того, что основное его занятие — оперная сцена — было для него, одаренного, делом не обременительным.
С первых дней Майдана он организовывал манифестации в его поддержку, в том числе, в Париже. Стремился, чтобы народ, французские власти получали больше достоверных сведений о том, что происходит. Ведь были потоки дезинформации. С этим Василий мириться никак не мог. Именно в патриотическом порыве нашел себя Василий. Когда начались события в Крыму, на Донбассе, он собирал средства на покупку обмундирования для солдат. И очень скоро понял, что не может оставаться в стороне от украинских событий. Он знал обо всем, что «там происходит».
— Выходит, он не был интегрирован во «французскую» жизнь?
— Не совсем так. Ведь во Франции он прошел много этапов. Поначалу пел в оперном хоре. Когда предложили сольные партии, они показались певцу незначительными. В 2002-м ушел из оперного, громко хлопнув дверью. Василий покинул сцену, не исключая, что может более туда не вернуться. Общался с бывшими румынскими легионерами и подрабатывал в разных местах. Вплоть до того, что был вышибалой в ночных клубах на Елисейских полях, продавцом мебели в Natuzzi, менеджером в салоне сотовой связи… Даже работал в группах по «зачистке» домов от тех, кто самовольно в них вселился. Пробовал себя в хард-роке и выступал в готическом образе вместе с парой других украинцев. Минули три года. И он вернулся в оперу. Активно занялся вокалом, чтобы «настроить» голос. Для этого понадобилось минимум времени: в очередной раз сработали природные способности.
Он мог выкуривать в день по две пачки сигарет, утверждая, что не бросит, поскольку тогда у него голос испортится.
— Никотин — вопреки общепринятым правилам для певцов…
— Слипак был весьма своеобразным, а главное — очень крепким. Мог хорошенько «пригубить» накануне спектакля, что никоим образом не сказывалось на выступлении. Правда, такие «возлияния» случались крайне редко. Василий всегда был душой компании. В нем была какая-то пацанская удаль. Бывало, на вечеринках он переодевался, преображался в девушку с косой. Как-то на Новый год повел друзей в лес Фонтенбло, шел в черном плаще в голове процессии, исполняя арию Тореадора из «Кармен»…
— Девушка под два метра ростом, широкоплечая и с усами — это нечто!
— Не подумайте плохого: с ориентацией у него был полный порядок. Представительницами прекрасного пола периодически увлекался, случалось – влюблялся по уши. В начале «нулевых» Вася купил факс — для переписки с одной из них. С другой подружкой он уже не вылезал из Skype. Случалось, даже на ужин приходил с ноутбуком. И мы здоровались с его подругой. Ведь в течение ряда лет Василий квартировал в моем доме.
— Евгений, заметили ли вы какие-то изменения в поведении постояльца после начала АТО в Украине?
— Василий буквально рвался на передовую. Единственное, что удерживало его, крайне обязательного, — контракты на гастроли. Запомнился эпизод. Как-то мы ужинали в компании знакомых. В их числе была талантливый экстрасенс. Она тогда сказала Василию, что очень хотела бы с ним встретиться, поговорить. Мне же сообщила, что обеспокоена, предвидит трагические события, связанные с Василием. Попросила передать эту информацию ему, что я и сделал. Позже она и сама говорила с ним об этом. Однако он не горел желанием продолжать диалог.
Василий был буквально одержим. Практически еженедельно собирал и отправлял 100-килограммовые посылки для добровольцев. Он привозил осиротевших из-за войны детей и устраивал для них во Франции летние лагеря. Давал концерты, чтобы собрать средства. После выступления с «Аидой» в Лионе он вышел к публике, завернувшись в украинский флаг.
— В итоге и сам стал бывать на передовой…
— Этот человек был абсолютно поглощен идеей защиты своей страны, борьбы за справедливость. Он стремился доказать свою правоту именно в «драке», рвался наказать противника. Хотя я считаю: то, чем он занимался в Париже — устраивал манифестации, сборы денег, вещей, еды, — было куда важнее.
Как только он выполнил взятые на себя творческие обязательства, сразу же ринулся на фронт. Дважды отправлялся туда — в мае и в сентябре 2015 года. Именно там получил прозвище «Миф» — от «сокращенного» Мефистофеля, одной из его любимых партий.
По возвращении он был скуп на воспоминания и комментарии. На вопрос: «Доводилось ли убивать?», отвечал: «Из-за пулемета мне ничего не видно». Более того, он скрывал полученную при разрыве снаряда рану.
Приближалась его третья и последняя поездка. Друзья его не узнавали: ездил в камуфляже в парижском метро, ел только бутерброды. На дне рождения не стал выпивать. «Выпьем, когда я вернусь… Если я вернусь», — неожиданно заявил он.
— Можно ли говорить о том, что Василий осознанно искал гибель, смерть? Либо он был просто одержим идеей помощи Украине, и уже ничто не могло его остановить?
— Скорее, второе. В последнее время все свои деньги, все, что он зарабатывал, тратил на помощь народу Украины, на сбор средств для воинов АТО, для сирот. У него фактически не на что было жить. Он написал мне в Фейсбук: «Передо мной — выбор: либо я отдаю тебе «квартирные» деньги за месяц, либо покупаю себе бронежилет». Естественно, вы понимаете, что я ему ответил. Василий получил свой жилет и был этим очень горд.
Его не могли уговорить не идти на фронт. Если честно, я совсем его не поддерживал, но у него была цель. Его можно понимать или не понимать, но я — его друг, поэтому просто соглашался. Он знал, на что он шел, осознавал, что может там умереть. Он вовсе не был наивным.
Желания умирать у него не было. Когда он уезжал, мы пересеклись буквально на улице — я как раз возвращался из зарубежной поездки. Обратил внимание на то, что Вася был очень грустным. Мне кажется, у него самого были нехорошие предчувствия. «Это мой выбор», — сказал он за неделю до гибели. Но ехал он не умирать.
В 14 лет он выступал в Карнеги-холле.
В 22 — подписал контракт с «Опера Бастилия».
Владеющий семью языками украинский артист приехал во Францию. Благодаря таланту и работоспособности достиг там очень многого. В частности, стал солистом Парижской национальной оперы.
А 19 лет спустя решил бросить все, чтобы присоединиться к волонтерскому движению, к другим добровольцам на своей родине — в Украине.
Евгений — автор музыки к фильмам Люка Бессона, Жака Одийяра, Асгара Фархади. Сопродюсер более 30 кинопроектов, в числе которых — с участием Роберта де Ниро, Мишель Пфайффер, Киану Ривза. Он же, парижанин с украинскими корнями — написал музыку и к ленте «Незламна» об украинском снайпере Людмиле Павличенко.
Режиссерский дуэт документальной ленты «Миф», Леонид Кантер и Иван Ясний, известен по полнометражной ленте «Добровольцы Божьей Четы», который демонстрировался в 23 странах мира.
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More