Оппозиционный Кремлю автор с мировым именем рассказал о том, что он думает о Владимире Путине, с которым в свое время встречался. Вспомнил, как создавал скандальный «Метрополь». Порассуждал о подтексте своего последнего романа «Розовая Мышь». И посетовал: каково быть однофамильцем Венедикта Ерофеева, написавшего «Москва-Петушки»!?
— Виктор Владимирович, что определило возраст героини вашего нового романа «Розовая мышь»?
— Когда вы общались с ранним, если так можно сказать, Путиным, наверняка составили его психологический портрет. Поделитесь наблюдениями.
— Была встреча по случаю выхода моей книги в Париже. Тогдашний французский президент Жан Ширак, Путин и я обсуждали её. Собственно, обсуждали мы с Шираком, а Путин молчал.
— Думаете, не читал?
Сейчас только два процента российского населения против аннексии Крыма. Это статистическая погрешность. Но нельзя же все время мобилизацией жить. Тогда и появилась Сирия, где Россия демонстрировала себя сверхдержавой. Но там тоже не все в порядке.
— В конце семидесятых вы создавали самиздатовский «Метрополь». Тогдашние властители дум интеллигенции Юрий Трифонов и Булат Окуджава отказались в нем участвовать. Почему?
Конечно, мы предполагали, что можем поплатиться. А уж те, кто были опытней, отлично понимали, чем это грозит. Юрий Трифонов сказал, что с ними (он имел в виду власть) ему лучше бороться книгами, которые выходят. Да, хоть и с трудом, но его издавали. Трифонов всегда был на нашей стороне. А Булат Окуджава объяснил: я среди вас единственный член партии, и думаю, что у меня будут большие неприятности. Так он оказался меж двух лагерей. А по нам били крепко.
— Вас с Евгением Поповым из Союза писателей исключили.
— Дважды. После первого раза нас поддержали Джон Апдайк, Артур Миллер, Курт Воннегут. Мировые звезды. И в СП нас вернули, потому что те пригрозили, что откажутся печататься в СССР. А когда началась афганская война, уже было не до американских писателей, и нас снова выгнали.
Мы погрузились на самое дно жизни. И царь-дно в моей «Розовой мыши» — это жестокое мордобитие. С 1979 года, когда разразился скандал с «Метрополем», до сих пор я под впечатлением разгрома моей семьи, потери возможностей, которые были у отца, посла во Франции, вице-президента ЮНЕСКО. И очень порядочного человека.
— Бывает, что во время кризисных событий разные подходы наполняются кровавым содержанием. Украина сделала свой исторический выбор. Когда корабль разворачивается, возникает вопрос: а правильно ли? Разные точки зрения — общество живо. Я с осторожным оптимизмом слежу за тем, что происходит у вас, и с осторожным оптимизмом верю в европейское будущее Украины.
— Почему с осторожным?
— Во-первых, русский человек боится сглазить. Во-вторых, когда вы рядом с большой и по-военному мощной страной, то не только сами определяете свое будущее. Поэтому надо быть дипломатами. Мне кажется, этого здесь не хватает. Я говорю не о военном времени, а вообще. Есть разные способы договариваться с русскими. Чтобы евреев выпустили из России, Ричард Никсон и Генри Киссинджер (Президент и госсекретарь США — А.Р.) так крепко пили в Ялте, что последний вместо двери выходил… в окно. Но зато евреи смогли уехать.
— С кем пили?
— С Леонидом Брежневым и Андреем Александровым, его помощником. Информация из первых уст.
— Ваши акимуды в одноименном романе, вышедшем за несколько лет до войны между нашими странами, хотели осчастливить Россию…
— За сто лет у нас дважды все ценности рушились. Первый раз в 17-м году прошлого века. Это были ценности, о которых знаем по «Войне и миру». Потом, в конце Советского Союза, потеряли ценности, структурировавшие нашу жизнь. Словом, два «Титаника» утонули.
А пришельцы-акимуды ценности принесли. Но оказалось, это уже не работает, потому что жизнь деградировала настолько, что даже доброжелателя воспринимают как угрозу и насилие. И страна, которой не существует на свете, получила военное наступление России.
Если вы сейчас возьмете эту книгу, то ужаснетесь пророческой интонации. Не сравниваю, разумеется, Украину с Акимудией. Но немыслимая война оказалась реальной.
Акимуды мои говорят, что мы возлагали слишком большие надежды на перемены в обществе. Однако тоталитарная яма, в которую провалились, оказалась куда глубже, чем предполагали. И глупо видеть все беды лишь во власти. В ней отражается народное сознание, не имеющее четких представлений о цивилизованной жизни.
— У вас был рассказ «Два Ерофеева»…
— Я безмерно люблю своего однофамильца Венечку и считаю его «Москва — Петушки» замечательным произведением. Он высоко поднял творческую фамильную планку «Ерофеев». И нас путали бессчетное количество раз.
Как-то нас с женой пригласил в гости голландский консул Билл. У него собрались дипломаты многих стран. Билл усадил меня по правую руку, как главного гостя. И всем показал книгу: дескать, это одно из известных моих творений, вышедших в Голландии. Я глянул на обложку — «Москва — Петушки».
Я ему: «Это не моя книга!». Он показывает в книге фотопортрет: «Твой?». Отвечаю: «Мой». Читаю на обложке: «Виктор Ерофеев. Москва — Петушки». Вступление обо мне, а вот содержание …
Билл смотрит на меня, как на душевнобольного, и вдруг подмигивает так, как в советских фильмах проститутки подмигивали клиентам. Затем, подняв руки, вращает ими, указывая на стены, потолок — дескать, здесь могут быть «жучки», и потому я, вероятно, опасаюсь признаться.
— Для вас Одесса — это…
— Солнце и море.
— Любимый отдых.
— Не отдыхаю никогда.
– Любимый город.
— Париж.
— Любимая еда.
— Грибной суп.
— Любимый писатель.
— Маркиз де Сад.
— Любимый литературный герой.
— Ставрогин из «Бесов» Достоевского.
— Лучшая черта человеческого характера.
— Адекватность.
— Любимое выражение.
— Пошел туда-то…
Роман Виктора Ерофеева «Русская красавица», переведенный более чем на 20 языков, стал международным бестселлером. По нему снят одноименный фильм.
По рассказу Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом» композитор Альфред Шнитке написал оперу. Ее премьера состоялась в Амстердаме. Кинолента, снятая по этому рассказу, носит то же название.
Виктор Ерофеев — лауреат премии имени В. Набокова, кавалер французских орденов: Искусств и литературы, Почетного легиона.
Автор: Аркадий Ромм.
Вышка, которая ездит, светит и вырабатывает электричество, появилась в Визирской громаде. Там рассчитывают, что эта… Читать далее
Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Читать далее
Что празднуют в Украине и мире 19 октября. Исторические события, памятные даты, рождение известных людей… Читать далее
Церковный праздник сегодня, 19 октября. Рассказываем, память каких святых чтят православные верующие в этот день,… Читать далее
В субботу, 19 октября, ожидается небольшие магнитные волнения, однако в первой половине дня возможна несильная… Читать далее
Вечером 18 октября во время воздушной тревоги раздались несколько взрывов. Предварительно, российские агрессоры нанесли по… Читать далее
Просмотреть комментарии
Писатели это люди творческие люди, а они как все творческие люди живут чувствами, не реалиями.Это их профессия-излагать что чувствую!Другие люди реалисты и функционеры, наделённые властью и они делают то, что не всегда воспринимается "правильно" творческими людьми. Такова реалия существования общества в мире.Это надо осознавать, Витя!
1) Высшая форма признания писателя-популярность в собственной стране и у собственного народа.
2)Витя приехал в Одессу покритиковать Путина-это"смелый" поступок.
3)Пишите книги Виктор на французском и английском, вижу там Вы более востребованы...
мне нравится писатель венедикт васильевич ерофеев...его москва-петушки..дорогого стоят...а это что выше вовсе и не писатель а так говно..
Уважаемые комментаторы. Спасибо за внимание к моей публикации. Можно ли уточнить, какие книги, статьи, интервью Виктора Ерофеева вы читали?
Не всё в нашей жизни идеально и правильно. Плохо когда мешают творчество и политику.А если так, тогда расскажи и о видимых тобой плюсах и минусах "европейского" выбора Украины и её власти.Будь адекватным реалистом, а не ангажированным идеалистом.Зри в корень!