Одессит, который пытался арестовать Ленина

Улица Дегтярная в историческом центре Одессы трижды переименовывалась. В памяти старшего поколения она осталась улицей, названной в честь генерального прокурора СССР Андрея Януарьевича Вышинского.

Это человек, о котором советская власть постаралась стыдливо забыть вскоре после его пышных похорон… Зловещая фигура. «Андрей Ягуарович» — так его называли за глаза. Палач? Бесспорно! И одновременно — весьма образованный, эрудированный юрист.

Занимал высокие посты:

  • в 1939-м — заместитель Председателя СНК СССР,
  • в 1940-м — заместитель наркома иностранных дел,
  • в 1949-м — министр иностранных дел СССР — в разгар «холодной войны»,
  • в 1953-м — представитель СССР в ООН.

Сын аптекаря, первый ученик, активный марксист

Он родился в Одессе, где его отец владел аптекой. Когда аптека разорилась, семья отправилась в поисках счастья на Кавказ. Там Януарий Вышинский стал агентом по закупкам медикаментов, а потом открыл собственную аптеку в центре Баку. Там же, в Баку, Андрей Вышинский поступил в гимназию, давшую ему превосходное образование. Он быстро стал первым учеником. При этом не был хилым «ботаником». Его одноклассник, бакинский адвокат, вспоминал, что будущий прокурор «отличался бицепсами, так что небезопасно было вступать с ним в единоборство». Еще в гимназии Вышинский увлекся революционными идеями, участвовал в сходках, читал запрещенную литературу. Закончив учебу с золотой медалью, он поступил на юридический факультет Киевского университета, где сразу включился в работу одного из нелегальных марксистских кружков. Однако уже через несколько месяцев членов кружка выследила полиция. Вышинского исключили из университета, и он был вынужден вернуться в Баку под родительский кров.

В тюрьме делился с сокамерниками домашними пирожками

С 1903 года Вышинский — меньшевик. Во время событий 1905 года он организовал рабочую дружину. «Дружинники» занимались в основном ликвидацией тех, на кого пало подозрение в сотрудничестве с полицией. Но уже в конце января 1905-го его арестовали и посадили в тюрьму. Однако вскоре выпустили. Лишь недавно выяснилось, что после первого ареста Андрей Вышинский стал тайным осведомителем полиции. Этот факт биографии, как и многие другие, он впоследствии тщательно скрывал. В апреле 1908 года под кличкой «Рыжий» был осужден Тифлисской судебной палатой за призывы к свержению существующего строя. Его приговорили к одному году заключения. Наказание он отбывал в Баиловской тюрьме, где в то время находился известный революционер Коба — Сталин. Они сидели в одной камере, и Вышинский делился со Сталиным домашними пирожками и прочими вкусностями, которые передавали ему с воли родные. Позже его сокамерником стал и Серго Орджоникидзе.

Первый шаг на юридическом поприще

После освобождения Андрей Вышинский отправился в Киев. Здесь его сразу же восстановили в университете, как бы не заметив, что, с точки зрения закона, студент оставался государственным преступником. После блестящей защиты выпускной работы Андрея Вышинского оставили при кафедре уголовного права. Но тут вмешалась полиция. Он был вынужден искать работу. И снова вернулся в Баку, где вскоре устроился учителем в одну из частных гимназий. Однако преподавать ему пришлось не право, а русскую литературу, географию и латинский язык. Работу по специальности он найти так и не смог. В следующем году Вышинский поехал в Москву. Здесь ему повезло больше. Безработного юриста взял к себе в помощники адвокат П. Малянтович. Он защищал на процессах Троцкого, Воровского, известного Петра Заломова, ставшего прототипом Павла Власова в горьковском романе «Мать», поэтому такой помощник, как Вышинский, ему вполне подошел. Вскоре молодой революционер стал официальным адвокатом Московской судебной палаты.

«Ульянова-Ленина немедленно арестовать…»

После Февральской революции Вышинский начинает работать в новых органах местного самоуправления. Он назначен комиссаром милиции Якиманского района Москвы, а затем и председателем местной управы. Вышинский выступает на собраниях меньшевиков и именно от них избирается сначала в районную, а затем и в городскую управу. В июле 1917-го он получил распоряжение немедленно арестовать Ульянова-Ленина. Оно было подписано П. Малянтовичем, ставшим министром юстиции Временного правительства. Вышинский распорядился напечатать объявления о розыске большевика и расклеить их по Москве. Впоследствии он позаботился о том, чтобы все, кто знал об этом, сгинули в сталинских застенках. Через четверть века Малянтовича приговорили к расстрелу. Больной, измученный старик ждал в камере смерти. Отчаянные письма его обезумевшей от горя жены к «милейшему Андрею Януарьевичу» остались без ответа.

Вышинский, дипломированный юрист, член партии, после гражданской войны получил должность на юридическом факультете МГУ. А с 1925-го по 1928 год был ректором университета. Одновременно он работал в Верховном суде РСФСР прокурором по уголовным делам, но понимал, что продвижение по службе и относительная безопасность могут быть обеспечены лишь участием в политических судебных процессах.

«Признание обвиняемого — царица доказательств»

Известность ему принесло участие в организации и проведении открытых московских процессов 1936-1938 годов. От государственного обвинителя требовалось немалое искусство, ведь необходимо было скрыть несуразность обвинений, выдвигаемых против старых большевиков, партийных и государственных деятелей. И прокурор стремился не выявить истину, а придать видимость законности расправе над неугодными. Причем, выступая по уголовным делам, он строго придерживался норм и правил, а на политпроцессах вел себя нарочито эмоционально, употреблял в адрес подсудимых выражения вроде «проклятая помесь лисицы и свиньи».

Вышинский написал книгу «Теория судебных доказательств в советском праве», в которой оправдывал репрессии, доказывал их необходимость, призывал к отказу от понятия свободы личности, от права на обжалование судебного приговора. Кредо Вышинского «признание обвиняемого — царица доказательств» позволяло оправдывать любые методы следствия, упрощенную форму судебного разбирательства. Это означало, что суд вправе вынести приговор человеку, чья вина не доказана, а лишь предполагается. Таким образом, Вышинский отбросил и принцип презумпции невиновности. Нужно отдать должное литературным способностям автора книги. Что же касается содержания, то время давно уже вынесло ему приговор. Он был человеком образованным, невероятно работоспособным, но абсолютно аморальным.

Загадочная смерть

21 ноября 1954 года Вышинский после приема у Генерального секретаря ООН поехал в свою квартиру в центре Нью-Йорка. Допоздна диктовал очередную речь стенографистке. Во время диктовки ему стало плохо, вызвали жену и дочь. Дочь, войдя в кабинет, закричала: «Его убили!». Значит, о такой вероятности в семье Вышинских все-таки думали…

…После смерти Сталина Вышинский оставался представителем СССР в ООН. Но в конце октября 1954-го его вызвали в Москву для доклада. Понимая, что там его ждет неизбежный арест и расстрел за совершенные в годы правления Сталина преступления, Вышинский тянул с возвращением. И тогда 19 ноября 1954 года в Нью-Йорк прибыл спецагент МГБ, отравивший Вышинского. В 9.15 утра 22 ноября советская делегация официально сообщила о том, что Вышинский скоропостижно скончался за завтраком от сердечного приступа в помещении советский миссии ООН. В советских газетах появился некролог. В ООН объявили траур. Акт о смерти Вышинского был подписан «доктором Алексеем Кассовым», официальным врачом советского посольства в Вашингтоне и советской делегации ООН в Нью-Йорке. 23 ноября тело Вышинского было вывезено спецсамолетом в Москву. Этим же рейсом улетели агент МГБ и посольский «доктор», больше в Америку не возвращавшийся. Вышинского похоронили у Кремлевской стены.

Плаха для прокуроров Украины

В конце 1936 года в Украине была арестована большая группа прокурорских работников. По указанию Вышинского в Киев выехали его помощники М. В. Острогорский и Л. Р. Шейнин. По словам Острогорского, в Киеве они столкнулись с «явно нездоровой обстановкой в украинской прокуратуре». Там «наличествовали паникерские настроения, растерянность, неуверенность в завтрашнем дне». Острогорский и Шейнин собрали материалы, изобличающие как врагов ряд работников прокуратуры, «переброшенных» из Украины в другие местности страны, и о результатах доложили Вышинскому. Вскоре все указанные помощниками лица были арестованы, а двое — расстреляны.

Вячеслав Воронков

Share

Recent Posts

  • Новости

В Одессе сильный ветер повалил деревья и рекламные щиты (фото)

Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Реабилитация за свой счет: почему ветераны остаются один на один со своими проблемами

Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More

2024-11-22
  • Статьи

В Одесском педуниверситете большие конкурсы: что еще изменилось в вузе во время войны

Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More

2024-11-22
  • Новости

Спуск Виталия Блажко (Маринеско) закрывают на ремонт: как будут ходить автобусы и трамваи

На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Афиша Одессы 22-24 ноября: бесплатные спектакли, экскурсии, выставки

Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More

2024-11-22
  • Новости

Сотрудники «Инфоксводоканала» откликнулись на призыв сдать кровь для раненых

К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More

2024-11-22