В кино я прихожу «поговорить». Со сценаристом, режиссером, актером. Молча обсудить то, что меня волнует. Выслушать их. И если собеседники умны и талантливы, то интересный выходит разговор. Вот так и получилось на предпоказе фильма Георгия Делиева «Одесский подкидыш» по одноименной пьесе Георгия Голубенко. О чем же вышел разговор?
Да, у героя этого фильма, одесского художника сэра Пинхуса, лет, как и миллионов, с лихвой. Стало быть, и характер…
Да, знаем, чем беспокоят нас. Но думаем ли, что тревожит их? А они не могут совладать с беспомощностью — своей, смириться с непониманием — других. И в сегодняшних реалиях теряются. И остр для них дефицит простого человеческого тепла.
А в «Одесском подкидыше» душевное тепло, не растраченное за долгие годы, одинокому художнику самому важно дарить. Кому? Конечно же, внукам. Но где их взять, хоть одного, если у старого Пинхуса нет даже детей?
Где взять, где взять? Купить. Что не продается теперь?
Так на встрече человеческого с бесчеловечным и завязывается сюжет. Да, старый Пинхус в блестящем исполнении Бориса Барского лишь к концу жизни, где были и профессиональное признание, и многочисленные романы с красавицами, понимает, что ни картины его, ни миллионы, ни все другое, что считается успехом, не сравнимо с настоящим теплом. А настоящее тепло — как раз то, что отдаешь сам.
Потому в чудаковатом этом старикане много правды, какой не хватает нам ни в кино, ни в жизни. Она рождает смех сквозь слезы и слезы сквозь смех. И еще: точно попадание в одесский характер, когда властность сочетается с беспомощностью, жесткость легко уживается с добротой, а принципы не мешают мгновенно менять точку зрения в зависимости от обстоятельств.
Как легко уходят из нашей лексики слова «честность», «порядочность», «совесть». Стало быть, теряем и то, что за ними стоит. Не припомню сколь-нибудь заметной публикации, когда бы, например, хоть кого-то в бессовестности обвинили. Хотя понятно, что без совести ничего путного у нас не будет.
Нет культа совести? Зато есть культ «хлебных» мест. Они, разумеется, во власти. СМИ пестрят сообщениями о взятках. Вот и совсем недавно промелькнула информация: в Одесской области задержали прокурорского за сотни долларов, полицейского — за тысячи гривен.
Левые деньги текут меж берегов правильных слов. И расхождение между словом и уловом не обошло «Подкидыш».
Пинхусу звонят из прокуратуры: мы предотвратили преступление. Бывший уголовник Аркадий, принятый в ваш дом на воспитание, «навел» взломщика Репаного. Тот сознался под тяжестью улик, собранных исключительно законными методами. И теперь по плану «Перехват» из прокуратуры приедут «перехватить» бабки — за труды. Иначе объявят план «Ураган» и выметут все. Не успел Пинхус дух перевести — снова звонок. Это новый прокурор: того выгнали за коррупцию. Прокурор новый, уточнил он, но цена старая.
На полюсе, противоположном взяткам, — мисс Ефросинья, нанятая Пинхусом, чтобы напоминать мэтру о его гениальности. Иначе тот не может творить.
Полурабская служба, когда искусствовед вынуждена говорить, что «нужно». Десятилетия под постоянным хозяйским окриком: «Мисс Ефросинья!». Изнуряющая мысль: другого сносного места не найти. Ну как тут не стать «синим чулком». Если в «Служебном романе» героиня Алисы Фрейндлих, тоже «синий чулок», была въедливой начальницей, то героиня Натальи Бузько — Золушка от искусства. Но, похоже, даже в мечтах не проносился принц на белом коне. А ведь именно мечты, пусть смутные и несбыточные, осеняют особым светом всю жизнь.
Вглядываясь в экран, понимаешь: если надо, мисс Ефросинья, а попросту Фрося, и в горячую избу войдет, чтоб человека спасти. Но куда входить, когда все пылает вокруг?
В этой истории три не воспринимавшие друг друга человека могли превратить жизнь под одной крышей в ад. Но они открылись друг другу по-иному. Подтверждая старую истину: если от любви до ненависти один шаг, то в обратном направлении столько же.
И можно только представить, что творилось во Фросиной душе, когда зарождалось ее глубокое чувство. Об этом в свое время мы беседовали с Георгием Голубенко. И он заметил: «Что бы ни говорила, что бы ни делала женщина, она все равно от генетического своего кода — быть матерью — не уйдет».
Природа проступала в Ефросинье сначала едва заметно, затем все сильней, и наконец, яростным взрывом эмоций. В них Аркадий и утонул. А это свойство уже мужской природы — начать, а дальше — по принципу домино идет цепная реакция.
Так в доме мэтра и родилась особая атмосфера — атмосфера любви, какой здесь еще не было. Старому Пинхусу она по душе, потому что ей, этой душе, любви так не хватало!
Да, пришлось переболеть. Но и болезнь, как известно, делает мудрей.
Вообще сложные обстоятельства подобны ветру для пламени: если слаб, гаснешь, а есть сила — разгораешься.
Он привык к житейским ветрам, этот повидавший виды Пинхус. Еще в советское время его, концептуалиста, ругали почем зря, однако не сломался. Зарубежный партнер, «кинув» его, оставил нищим — не страшно. При внешней податливости, при всех своих сомнениях Пиня не отступал. Он остался художником. Наперекор всему.
В этом грустном, на мой взгляд, фильме, немало веселого. Настоящий юмор далек от щекотки и шуток ниже пояса. И когда я спросил Бориса Барского, какая из фраз «Одесского подкидыша» нравится ему более всего, он ответил: «Виски со льдом? Нет. Лед вызывает привыкание».
Пьеса, что стала основой кино, вошла в книгу «Одесский декамерон». Ее выход приурочен к семидесятилетию Георгия Голубенко и третьей годовщине скорбной даты, когда писатель ушел из жизни. В роскошном литературном памятнике, кроме «Одесского подкидыша», — неоконченный роман о Борисе Литваке, рассказы, в том числе и те, которых нет в «Рыжем городе», изданном тринадцать лет назад.
То издание оформил художник с мировым именем Резо Габриадзе. А в этом он написал о Гарике: «Он был частью моей жизни. Его улыбка навсегда останется со мной». Воспоминаниями о писателе Одессы в книге поделились Михаил Жванецкий и Юрий Рост, Сергей Гриневецкий и Олег Школьник, Валерий Хаит и Борис Барский, Георгий Делиев и Игорь Кнеллер. И еще много тех, с кем дружил Гарик Голубенко.
Оформил «Одесский декамерон» художник Михаил Рева. В галерее «Invogie # art» (Екатерининская, 25) он устроил выставку, где представил рисунки, вошедшие в книгу. И те, что остались вне ее страниц.
В воскресенье, 10 декабря, в 18 часов на творческой встрече в «Invogie # art» режиссер Георгий Делиев вместе с актерами Натальей Бузько и Борисом Барским покажут свой «Одесский подкидыш».
— Не будут ли мешать друг другу новый фильм и спектакль, который в «Доме клоунов» успешно идет три года? — спросил я у Георгия.
— У меня было такое опасение, — ответил он. — Однако они разные, хоть и с одной основой. В кино актер может создавать атмосферу своей харизмой. И даже молчаливый крупный план работает.
Аркадий Ромм.
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More