Товар в пышных юбках и заморский шоколад из одесских каштанов

Создатель и директор Музея контрабанды Александр Отдельнов демонстрирует новейшее поступление, уже ставшее частью экспозиции. Что это? Не поверите: кусок рубероида. Не удивляйтесь: когда музей необычен, то и экспонаты в нем самые удивительные.

Александр Отдельнов поясняет: сотрудники спецслужб передали в дар Музею контрабандный контейнер, в котором наркоторговцы пытались провезти транзитом через Черноморскую паромную переправу 517 килограммов героина. Наркотик был спрятан в рулонах рубероида…

Это всего лишь один из эпизодов контрабанды дня сегодняшнего. А мы попытаемся вернуться к истокам.

В начале был… Пушкин

Кажется, этот человек знает о контрабанде все. И, прежде всего, — о той, что процветала в нашем городе.

В любые времена торговля была, есть и будет, равно как была, есть и будет контрабанда. Ну а если учесть, что Одесса создавалась, прежде всего, как торговый город, то контрабанда и Южная Пальмира — понятия практически неотделимые. Созданный в самом конце восемнадцатого века, наш город, расположенный на перекрестке торговых путей, стал еще одной яркой страничкой в истории мировой контрабанды,— рассказывает Александр Отдельнов.

С этого и началось наше увлекательное путешествие в мир непростой одесской контрабандной истории. Впрочем, если быть точным, то лишь по некоторым основным ее «пунктам»: слишком уж обширна эта тема.

Кстати, «шоб мы все знали»: первым борцом с контрабандой в Одессе был не кто иной, как родной брат Александра Пушкина — Лев Сергеевич, служивший в портовой таможне.

Все началось с Таможенной площади: без порта и таможни просто не было бы самого города.

Улицы Приморской тогда просто не существовало, здесь плескались волны. А мы с вами отправляемся на Пересыпь. Это место, где поселялись черноморские казаки, которые и стали первыми «сотрудниками» погранично-таможенной стражи. Ну и нельзя не отметить, что именно они и становились первыми одесскими контрабандистами. История же, как известно, преподносит много сюрпризов. Вот вам один из них: лучшим другом контрабандистов был Григорий Котовский, которому, впрочем, нисколько не помешал этот факт вполне «успешно» их физически истреблять в начале двадцатых годов. К 1924 году в Одессе практически не осталось контрабандистов. А уже в 1928 году ГПУ осудило около 50 служащих Одесской таможни за коррупцию и пособничество в контрабанде.

Впрочем, Александр Отдельнов тут же добавляет, что Одесса без контрабанды и контрабандистов была явлением по времени весьма и весьма недолгим.

И вот ведь что удивительно. Времена меняются, целые эпохи сменяют друг друга, а за последние 500 лет в методах и способах контрабандных дел «мастеров» практически ничего не изменилось, — рассказывает Александр Отдельнов.

Полюбил медведь мальвазию

По Херсонскому спуску мы попадаем в место, где начиналась зона Порто-Франко — беспошлинного провоза грузов, просуществовавшая с 1817 по 1858 год. На улице Старопортофранковской останавливаемся у теперешнего сквера Мечникова. Именно здесь, как рассказывает Александр Отдельнов, проходила Портофранковская черта. Не было здесь ни домов, ни улиц, ни скверов, только рвы.

По одну сторону стоимость товара составляла 4 копейки, а по другую за тот же товар платили уже 22 копейки. Разница по тем временам неимоверная. Контрабанду контролировали все те же казаки.

А чуть дальше, на теперешнем Матросском спуске, располагался кабак «Тихая гавань» — место отдыха зимующих моряков. Бродячие циркачи по неизвестной причине оставили в этом кабаке медведя, который отлично прижился в «Тихой гавани». Косолапый пристрастился к выпивке. Однажды медведь пропал. Обнаружил его объездчик, причем при удивительных обстоятельствах. Контрабандисты прорыли что-то вроде винопровода через портофранковскую линию, медведь учуял запах вина (а это было знаменитое греческое сладкое 70-градусное крепленое вино — мальвазия), пошел на запах, вырыл яму и таки добрался до таинственного винопровода, напился «до чертиков» и, пьяный, валялся рядом. Мишку вернули в кабак, винопровод ликвидировали.

Охочие до наживы субъекты приобретали по обе стороны черты порто-франко дома, прокладывали между ними подземные ходы и безо всякой пошлины проносили товары «под чертой». Так что, как рассказывает Александр Отдельнов, со всеми такими винопроводами и прочими тоннелями бороться было практически невозможно. Ликвидировали один — появлялись новые.

Гроза контрабандистов

А что же таможенники? О, среди них были легендарные личности! Один Зосима Педашенко чего стоил!

Один из самых известных таможенных надзирателей Южной Пальмиры того времени — Зосима Иванович Педашенко. Он старательно ощупывал пышные формы выезжавших за черту порто-франко дам, дружелюбно приговаривая: «а сие у вас натуральне чи фальшиве?». Как-то он заметил под юбкой у дамы торчащий кусок ткани, наступил на него ногой и попросил даму вращаться. В итоге из-под ее пышных юбок развернулся целый рулон кружев, затем оттуда выпали часы с кукушкой, которые тут же закуковали и большая сахарная голова. Впрочем, страсть к тщательному ощупыванию Зосиму Ивановича и подвела: однажды так дощупался, что вошел в азарт, и, схватив очередную даму на сей раз за грудь, задал свой знаменитый вопрос: «А сие у вас натуральне чи фальшиве?». Грудь оказалась совершенно натуральной, дама ничего противозаконного не прятала, а на Зосиму Ивановича подала жалобу. И что вы думаете? Пришлось Зосиме Ивановичу на ощупанной даме жениться — во избежание скандала, — рассказывает Александр Отдельнов.

Контабанда с Малой Арнаутской

Далее — улица Малая Арнаутская, на которой «делался весь контрабандный товар», выражаясь словами Остапа Бендера.

Как рассказывает Александр Отдельнов, это выражение великого комбинатора — абсолютная истина. Памятуя известное «контрабандное — значит, хорошее», умельцы с Малой Арнаутской наловчились в те времена производить самые невиданные подделки, называя их «контрабандным товаром». На деле же это была самая настоящая контрафактная «липа». Подделывалось все — лекарства, чай, кофе. Чай оказывался спитым (то есть, уже использованным). Контрабандный кофе — подкрашенной бурдой.

В переработку шло все. Так получался «не наш» фальшивый жемчуг, шоколад из обычных каштанов и прочее, прочее. Товар реализовывался на Привозе. Приезжавшие туда крестьяне охотно приобретали подделки под видом контрабанды, — продолжает Александр Отдельнов. — А расположенный на Малой Аранутской ресторан «Черное море» — тоже известен как «контрабандный адрес». Здесь в семидесятых годах прошлого века на втором этаже располагалась так называемая подпольная «бриллиантовая биржа».

…И даже живой товар

Ну а вот и Карантинная арка.

Отсюда, с Карантинной гавани, вывозили в Турцию Анастасию Гавриловну Лисовскую, вошедшую в историю под именем Роксолана, — продолжает свой рассказ Александр Отдельнов. — И, кстати, в этом смысле с тех времен тоже ничего не изменилось: контрабанда живым товаром по-прежнему остается одной из самых прибыльных. И именно через забор Карантинной гавани контрабандным путем большевики доставляли в Одессу номера газеты «Искра» — той самой, из которой разгорелось пламя 1917 года. Так что, как видите, контрабанда определенную роль сыграла и в смене политического строя империи.

Что же касается прямого назначения карантина, то здесь, по приезде в город из эпидемиологически небезопасных стран, люди и товары должны были находиться не менее сорока дней — во избежание распространения возможных инфекционных заболеваний. Но далеко не все товары могли выдержать такой срок, и они буквально «растекались» по городу всякими «наработанными способами» именно с этого места.

А неподалеку отсюда находилась знаменитая бильярдная, ее снесли сравнительно недавно. Здесь снимались эпизоды фильма «Место встречи изменить нельзя». Это было излюбленное место сбора контрабандистов. На них здесь частенько устраивались облавы. Между прочим, за контрабанду с 1922 по 1964 годы можно было получить и расстрельную статью. Но так уж сложилось в мировой истории, что контрабанда процветала даже в таких условиях, — подытоживает Александр Отдельнов, не забывая подчеркнуть, что путешествие наше — далеко не полное.

Ведь полностью исчерпать «одесско-контрабандную» историческую тему практически невозможно…

Оксана Чигиринская.  

Share
Мария Котова

В журналистику пришла достаточно поздно, слишком затянулся «поиск себя». В работе над материалами придерживаюсь правила: читателю должно быть интересно, должно «цепануть». Уделяю много внимания подаче: считаю очень важным, чтобы это блюдечко получилось с достойной каемочкой. Автор четырех изданных книг прозы.

Recent Posts

  • Новости

Прогноз погоды на субботу, 23 ноября: штормовое предупреждение

В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе установят 11 новых мобильных укрытий

В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More

2024-11-22
  • Новости

Италия поможет восстановить разрушенную инфраструктуру Одесской области

Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More

2024-11-22
  • Общество
  • Статьи

Маленькая история о больших сердцах: как учительница из Херсона и ее ученики приближают победу

Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одесской области зафиксирована опасная инфекция

Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе сильный ветер повалил деревья и рекламные щиты (фото)

Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More

2024-11-22