Евгения Михайловна работает в театре уже более 70 лет — со дня его основания. За свою продолжительную творческую биографию она сыграла более 200 ролей, несколько тысяч раз выходила на сцену, снискала не просто признание, а горячую любовь нескольких поколений зрителей. И в свои 97 лет она еще выходит на сцену в двух спектаклях.
Народная артистка Украины и Почетный гражданин Одессы Евгения Дембская имеет множество наград. Среди них орден Княгини Ольги третьей степени и Почетный знак отличия одесского городского головы им. Григория Маразли третьей степени.
Но мало кому известно, сколько испытаний довелось ей пережить, прежде, чем случилась судьбоносная встреча с Театром ее жизни….
Детство Дембской в Киеве было безоблачным. В семье, где любили петь и музицировать, таланты младшей из трех сестер всячески поощрялись. Женя страстно хотела стать актрисой, петь на сцене, потому поступила в музыкальное училище, а после него — в Киевскую консерваторию. А там — первая любовь, раннее замужество, рождение дочери. Жизнь была радостной и насыщенной, пока не грянуло 22 июня 1941 года…
— А что мне было делать? Надо было зарабатывать на жизнь, — говорит актриса.
Этот коллектив, которым руководил немецкий режиссер Ганс Телен, объединял вокалистов, танцовщиков, эстрадников, циркачей и даже спортсменов. Одним из партнеров Дембской был Петр Масоха — любимый актер Александра Довженко, также не сумевший вовремя уехать из осажденного города.
Евгения Михайловна выступала в ревю, пела и танцевала, а на душе было неспокойно. «Дамокловым мечом» висело над актрисой происхождение мужа — Александра Каца. Соседи по двору регулярно строчили доносы в полицию, стремясь заполучить квартиру — с мебелью и роялем, но выручал директор театра.
В конце 1941 года актрисе сообщили, что ей следует явиться в лагерь для военнопленных. Там объявился некий Дембский, который утверждает, что является ее родственником. Первым делом Женя подумала, что ее ищет брат, который был арестован в 1937 году, и о котором с тех пор семья не имела никаких сведений. Но, придя в лагерь, она увидела… своего мужа. Попав в плен, он назвался фамилией жены и тем самым избежал немедленной гибели.
— Я так вцепилась в колючую проволоку, что до сих пор у меня пальцы на одной руке с трудом сгибаются, — рассказывает Евгения Михайловна об этой встрече.
Александра отпустили с ней, но, прежде чем попасть домой, супруги долго ходили по городу, дожидаясь темноты — соседи могли запросто их выдать. Несколько дней Евгения прятала мужа на чердаке, не показывая его даже родной дочери, — трехлетняя девочка вряд ли смогла бы сохранить тайну. Но долго так продолжаться не могло, и Александр покинул Киев. Больше они друг друга не видели…
Насколько серьезной была опасность, угрожавшая ей, Женя в полной мере поняла после того, как узнала о массовых расстрелах в Бабьем Яру. Тогда в сердцах она сказала директору театра: «Вы никогда не победите, ибо уже прокляты!».
Ганс Телен ничего на это не ответил. Наполовину немец, наполовину француз, он ненавидел войну и в своем театре помог выжить десяткам людей, включая евреев-музыкантов, хотя прекрасно понимал, чем рискует.
Была еще одна причина, по которой директор «KleinkunstTheatеr» прощал своей актрисе самые острые ее высказывания. Этой причиной была любовь. Чувство было взаимным. Ганс не раз предлагал своей возлюбленной забрать ребенка и уехать с ним. Женя колебалась, но чувство долга перед мужем оказалось сильнее. Тогда она еще не знала, что ее супруг погиб в ноябре 1943 года при освобождении Киева.
А Ганс, когда у него в Германии родилась дочь, назвал ее Женей…
Возвращаться в родной Киев после всего пережитого Дембская не захотела. Она колесила с концертной бригадой по стране, пока не оказалась во Львове. Там, во время выступлений в Клубе репатриантов, ее увидел молодой артист местной филармонии Миша Водяной. Очарованный ее красотой и голосом, он убедил директора филармонии прийти на концерт. Так Дембская стала солисткой Львовской филармонии. С Водяным у них сложился дуэт. Вместе выступали, вместе перешли в Театр миниатюр, который в феврале 1947 года был «перепрофилирован» во Львовский Театр музыкальной комедии.
Ее роль в этом театре определилась после первого же спектакля «Одиннадцать неизвестных» — прима. А главная роль в «Сильве» закрепила этот неформальный статус. В роль Сильвы Вареску актриса вложила — без преувеличения — всю себя. Да так, что иногда после первого акта ей приходилось вызывать «скорую помощь».
— Сильва — это не роль, это кусок жизни, который идет от сердца, — коворит Евгения Михайловна. — Таких переживаний, как у Сильвы, нет больше ни в одной оперетте. Я и сейчас не могу спокойно об этом вспоминать….
Своему статусу примадонны Дембская соответствовала даже тогда, когда приходилось играть откровенную чепуху. Таких «обязательных» ролей в опереттах советских композиторов было немало, но и эти роли Евгения Михайловна не позволяла себе играть вполсилы. Артистически она всегда была честна, всем без исключения своим героиням отдавая страсть души и талант.
— В каждый спектакль надо войти как в свою жизнь, — говорит Евгения Михайловна. — Не просто играть, а понять, прочувствовать, представить, как бы ты вела себя в такой ситуации, что бы ты чувствовала, попав в нее. В каждую роль надо войти с ногами, с головой, со всем туловищем. Только тогда ты можешь искренне переживать сама и вызвать переживания у зрителей.
А уж когда Дембской доставались роли, где она могла проявить все свои лучшие стороны, то на сцене и в зрительном зале воцарялось счастье. Таких ролей было немало: Стелла в «Вольном ветре», Лариса в «Белой акции», Вера Холодная в «На рассвете»…
После гастролей в Киеве Дембскую хотели перевести в столичный Театр оперетты, но актриса отказалась возвращаться в родной город. Она уже прикипела душой к Одессе, здесь была ее семья, здесь ее обожали зрители и почитали коллеги. А главное — здесь был ее Театр.
Она и по сей день, в возрасте, который неуклонно приближается к вековому, не может сидеть на месте, наслаждаться отдыхом. Она любит сесть в троллейбус или маршрутку, и кататься, высматривая, что творится за окном, вглядываясь в пассажиров и вслушиваясь в то, о чем они говорят. Это — неистребимая актерская привычка: наблюдать за людьми, их походкой, манерами, жестикуляцией. Все это откладывается в «копилку» актерской памяти. И пусть для самой Евгении Михайловны это нынче не очень актуально, но зато ведь может пригодиться другим. Актриса щедра на советы и помощь. Особенно тем из молодых, кому выпадает играть «ее» роли.
Не зря же на юбилейном вечере в часть 95-летия актрисы ее молодые коллеги пели:
Ах, мама Женя! Всегда в движеньи!
Она прогнала годы прочь!
Ах, мама Женя! Ты, без сомненья,
Готова всем, во всём, всегда помочь!
Мы окружаем, мы подражаем,
Мы обожаем, да-да-да!
Твои манеры, твои премьеры!
Гори же ярче, театральная звезда!
Евгения Михайловна Дембская — «звезда» не только театральная. Она — подлинное достояние Одессы, слава и гордость нашего города.
Напомним, ранее «Одесская жизнь» писала о том, как появилась на свет легендарная одесская оперетта «Белая акация».
Александр ГАЛЯС
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More