В марте 2017 года один из ведущих в Украине пассажирских перевозчиков ПАО «Севертранс» отметит свое 35-летие. Несмотря на экономические трудности, предприятие стабильно обеспечивает перевозку пассажиров в Одессе, Днепре, Кривом Роге и других городах страны и продолжает свое развитие, расширяя маршрутную сеть и пополняя свой парк автобусами.
— Сейчас, к примеру, проблемными стали пригородные маршруты №67 и №68 (Южный – Одесса). На этих маршрутах работают белорусские МАЗы с мерседесовской начинкой, которые имеют большой расход топлива и требуют закупки дорогостоящих запчастей, — рассказывает директор ПАО «Севертранс» Юрий Савченко. — Понятно, что воины АТО, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды и другие льготные категории заслужили бесплатный проезд. Но предприятие, учитывая серьезные затраты на данных маршрутах, не может себе этого позволить.
По мнению руководителя «Севертранса», чтобы избежать конфликтных ситуаций, которые сегодня, к сожалению, не редкость, необходимо разработать программу целевой адресной помощи льготным категориям граждан. И если государство считает, что люди заслуживают льготу на бесплатный проезд, то именно государство обязано выделять средства на эти цели, а не перекладывать финансовое бремя на плечи перевозчика.
— Также из-за нерентабельности нам пришлось закрыть и некоторые городские маршруты. Причем их не захотели обслуживать и другие перевозчики. Речь идет, например, о маршрутах №156 и №241, которые дублировали другие маршруты, — поясняет Юрий Савченко. — Город живет, развивается, появляются новые жилые кварталы, а это требует замены или корректировки автобусной сети.
В начале года руководство «Севертранса» побывало на Черкасском автомобильном заводе, где ознакомилось с новой моделью городского пассажирского автобуса «Атаман». Кроме того, на автозаводе выпустили и новую пригородную модель, которую тоже хотели бы поставлять одесскому автоперевозчику. Эти автобусы отличаются современным дизайном и повышенной комфортностью: оснащены кондиционерами, имеют две накопительные площадки. Но сегодня эти модели не по карману даже таким крупным перевозчикам, как «Севертранс», — их цена 65 тыс. долларов, а срок окупаемости длительный — 15 лет.
Что же касается подержанных автобусов, то, по мнению Савченко, они годятся только для обслуживания маршрутной сети. Покупать их невыгодно, потому что в отличие от новых автобусов, они не дают преимущества на конкурсах.
После повышения тарифов на проезд в городских маршрутках прошло почти два года и вполне логично ожидать очередной их корректировки.
— Мы, конечно, понимаем, что у людей нет возможности платить больше, но если хотим, чтобы транспорт развивался и перевозчики имели возможность покупать новую технику, то необходимо постепенно выводить тарифы на перевозку на новый уровень доходности, — говорит Юрий Савченко. — Цены на комплектующие, запчасти, топливо и шины привязаны к доллару, а доходная часть у перевозчиков — в гривнях. Если перевести эти деньги в доллары, то несложно убедиться в том, что заработки у перевозчиков уменьшились в несколько раз, а затратная часть в несколько раз возросла.
По мнению руководителя «Севертранса», если не повышать тарифы на перевозку, то транспорт будет дорабатывать свой ресурс, и ни о каком улучшении сервиса и комфорта речи идти не может.
— На мой взгляд, к весне, когда произойдет очередное повышение цен, надо будет поднимать и стоимость проезда в городских автобусах, — считает Савченко. — Тем более что все предприятия торговли и сферы услуг давно подняли цены. Чтобы выйти на уровень рентабельности, желательно поднять тариф на городские перевозки до семи гривен.
— В Одессе у «Севертранса» на городских маршрутах работает примерно 300 автобусов, около двухсот из которых уже оборудованы электронными навигаторами, а до весны они будут и на остальных машинах, — говорит Юрий Александрович. — Что касается wi-fi, то это пока дорогое «удовольствие», которое перевозчику ничего, кроме затрат, не дает. Но как только стоимость таких услуг снизится, мы будем вкладывать деньги в «дополнительные опции», чтобы создать пассажиру удобства.
Гораздо больше наличия бесплатного wi-fi в автобусах пассажиров интересует, когда на остановках появятся электронные табло с информацией о движении и прибытии городского транспорта.
— Непонятно, за чей счет будут устанавливаться эти мониторы. Остановки принадлежат не перевозчикам, а городу, поэтому, если власти хотят предоставить такой сервис одесситам, то для этого надо заложить в городском бюджете на 2017 год такую статью расхода, — считает Юрий Савченко.
Многие одесситы уже привыкли к красивым автобусам «Neoplan» с эмблемой «Севертранса» на борту, которые курсируют по городу.
— Конечно, по сравнению с «Эталонами» и «Богданами» у них больший расход топлива, — поясняет директор ПАО «Севертранс». — Но зато они низкопольные, и мы можем перевозить инвалидов и пассажиров с детскими колясками. Поэтому мы запустили по одному автобусу на разные маршруты только с целью перевозки льготной категории граждан, не рассчитывая на них заработать.
Публикуется на правах рекламы
Лицензия Министерства транспорта и связи Украины, серия АГ , № 587970 от 10.08.2011 г.
У ПАО «Севертранс», в отличие от других перевозчиков, есть собственная автошкола, количество «студентов» в которой постоянно увеличивается. В распоряжении автошколы два оборудованных учебных класса и необходимое количество учебного транспорта, а занятия проводят опытные преподаватели и инструкторы. В перспективе предприятие предполагает открыть филиал автошколы в Кривом Роге.
Но, тем не менее, для «Севертранса», как и для других перевозчиков, дефицит кадров — серьезная проблема. Водители сейчас тянутся к большим заработкам и отправляются работать «дальнобойщиками».
— С учетом водителей, работающих за пределами Одессы, ежемесячная текучка кадров у нас составляет более пятидесяти человек, — говорит Юрий Савченко. — Естественно, что нам приходится заполнять вакансии любым способом, зачастую принимая на работу людей, не обладающих необходимыми профессиональными навыками, а потом — доучивать их.
— К сожалению, новая патрульная полиция Украины пока не оправдывает ожиданий. И увеличивающиеся количество дорожно-транспортных происшествий во многом объясняется тем, что водители чувствуют свою безнаказанность и легкомысленно относятся к правилам дорожного движения, — говорит Юрий Савченко. — Мы наблюдаем это каждый день, особенно когда по вине таких водителей создаются пробки.
Некорректное поведение водителей по отношению друг к другу вообще становится на дорогах нормой. Например, в правилах дорожного движения сказано, что надо уступать дорогу транспортному средству, выезжающему с автобусной остановки. Но в большинстве случаев водители частных автомобилей об этом «не знают» или не хотят знать. Из-за этого происходят конфликты, в первую очередь — с «суперменами на дороге», которые считают, что они всегда правы.
— Я давно предлагал на основной транспортной «артерии» города, связывающей его с поселком Котовского, выделить отдельную полосу для общественного транспорта, — продолжает Юрий Александрович. — Тогда на одесских дорогах стало бы намного меньше конфликтов, в том числе и между водителями маршрутных такси, которые часто пытаются обгонять друг друга. Если у маршруток будет «своя» полоса, то они будут следовать друг за другом, а пассажиру легче будет выбирать тот маршрут, который ему удобен.
Кроме того, по мнению руководителя «Севертранса», необходимо ужесточать санкции к нарушителям, как это делается, например, в странах Евросоюза.
Юрий Савченко, директор ПАО «Севертранс»
— Уходящий 2016 год для нашего предприятия был нелегким, но два предыдущих года были намного тяжелее. Теперь можно сказать, что мы двигаемся вперед, но очень медленными шагами и не так, как хотелось бы. Но жизнь продолжается и будем надеяться, что 2017 год окажется для нас более удачным.
Недавно «Севертранс» открыл новые междугородние маршруты, связавшие Одессу с Ивано-Франковской областью — городом Калуш и горным курортом Косив.
— Мы стараемся расширить сферу своей деятельности и стали более углубленно заниматься междугородними перевозками,— говорит директор ПАО «Севертранс» Юрий Савченко. — В 2016 году мы открыли около 25 новых междугородних маршрутов: связали Одессу с городами Хмельник, Днепр, Могилев-Подольский и Вознесенск, областной центр Днепр — со Скадовском, Александрией и Энергодаром, а Кривой Рог — с Киевом, Лазурным (Херсонская обл.) и Кирилловкой (Запорожская обл.). Также мы открыли и ряд других маршрутов, на которые выиграли конкурс.
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More