«Голодный» парад
Пятнадцатая в истории Советской власти праздничная демонстрация в Москве по случаю 1-го мая проходила по обычному сценарию — военный парад, демонстрация, флажки, транспаранты. Среди всех прочих, лозунг: «Нерушимый союз рабочего класса и трудового крестьянства!».
В это время в украинских селах и кубанских станицах счет умершим от голода крестьянам шел уже на миллионы, а случаям каннибализма и трупоедства не было числа.
Трогательные картины единения народа с преступными режимами под гул первомайских демонстраций — жесточайшая профанация «Праздника международной солидарности трудящихся», который был задуман как веха борьбы наемных тружеников против произвола работодателей.
Подтверждение этому — исторический советский Указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» от 26 июня 1940 года. Согласно этому указу уйти с завода или фабрики было нельзя — рабочие были «приписаны» к заводу, как крепостные к земле. Никаких выходных не было. За прогул грозил лагерный срок, а опоздание на работу свыше 20 минут считалось прогулом. Сломался, к примеру, автобус по дороге на работу — следующей «остановкой» могла стать Колыма!
Анархия – «мать» Первомая
На самом деле, Первомай в исторической ретроспективе — это день анархистов. 1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. По инициативе анархистской организации «Орден рыцарей труда» в Чикаго остановились все предприятия, на улицы вышли около 50 тысяч рабочих. 4 мая под конец митинга на Хеймаркет-сквер в рядах стражей порядка взорвалось взрывное устройство, в результате чего был убит один и смертельно ранены пять полицейских. В ответ полиция открыла огонь по безоружным демонстрантам, что повлекло за собой новые жертвы.
Власти арестовали восьмерых лидеров анархистского профсоюзного движения, четверо из них были приговорены к смертной казни (они вошли в историю как «чикагские мученики»).
В декабре 1888 года в Сент-Луисе съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая днем общенациональных выступлений за права рабочих. А в июле 1889 года, вслед за американскими профсоюзами, конгресс ІІ Интернационала постановил праздновать 1 мая как День солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями. И уже 1 мая 1890 года по Европе прошла волна многотысячных митингов и столкновений с полицией, а анархисты Испании встретили этот день всеобщей стачкой.
Поскольку очень скоро восьмичасовой рабочий день и социальные гарантии стали нормой жизни рабочих Запада, из праздника трудящихся Первомай в Европе и Америке очень скоро превратился в ритуал профсоюзов и политических экстремистов. Анархисты, по вине которых день вошел в историю, повторяют вслед за Нестором Махно, что «в день 1-го мая нет и не может быть праздника», и традиционно отмечают этот день акциями протеста.
В этот день во всем западном мире полиция бьется с анархистами, защитниками окружающей среды, прочими антиглобалистами и студентами. В Лондоне от поклонников Первомая страдают владельцы супермаркетов и магазинов, которым не удается уберечь витрины от бутылок и камней. А в Берлине побоища с полицией на улицах города стали своеобразным национальным первомайским развлечением.
День солидарности нечистой силы
Вряд ли поклонники первомайских демонстраций знают, что их многолюдные сборища — всего лишь отголосок весенних языческих празднеств. У большинства европейских народов май связывают с именем римской богини Майи. В первый день мая римляне издавна исполняли обряд, известный всем европейским народам: рано утром выходили в поле с музыкой собирать зеленые ветки, которыми потом украшали двери своих родственников и знакомых. В село (или город) вносили зеленое «майское» дерево, символизирующее приход лета.
Первомай — День начала весеннего сева — праздновался в западной Европе давно и повсеместно. На Британских островах, где первомайские торжества узаконены государством, в этот день отмечают Белтейн — древний кельтский праздник огня, главной особенностью которого было разжигание огромных костров. На Сицилии все, от мала до велика, в первомайские дни собирают луговые желтые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. В Испании Первое мая — День всех цветов, которые распускаются к этому времени, во Франции — День ландыша.
С религией связан еще один аспект Первомая — его календарное соседство с Вальпургиевой ночью. Этот сюжет, вероятно, известен читателям по первой части «Фауста» Гете: ведьмы в канун первого мая слетаются на шабаш на гору Броккен для поклонения Князю тьмы. Вот как об этом повествует календарь «Православие день за днем»: «Первое мая есть ни что иное, как пережиток Вальпургиевой ночи, когда ведьмы, празднуя свою солидарность, пели и плясали на горе Броккенберг, устраивали оргии и посвящали дьяволу краденых младенцев». Интересная трактовка Дня пролетарской солидарности, не правда ли? Особенно в свете большевистских лозунгов о том, что Первое мая — «Красная Пасха». Любопытно, что в нынешнем году «Красная Пасха» совпала с Пасхой православной.
Современный мир, где из года в год все большая доля богатств создается не материальным, а интеллектуальным трудом, давно оставил в прошлом ретроградные празднества «рабочей солидарности». У планеты сегодня другие интересы и заботы: Первое мая — это всемирный День памяти умерших от СПИДа, в США это — день детского здравоохранения, в Литве — День матери, а в Корее — день рождения Будды.
Есть, кстати, в этом перечне повод и для других сравнений. В канадской провинции Саскачеван 1 мая — День суслика. Помните прекрасную американскую комедию «День сурка», в котором главный герой застрял во времени, бесконечно проживая вновь и вновь один и тот же наскучивший день? Наверное, именно поэтому Первомай сейчас многим напоминает этакий «день пролетарского сурка», вращающийся по нескончаемому порочному кругу.
Первомай под свастикой
«Столичная площадь запружена 100-тысячной толпой рабочих. Над колоннами демонстрантов — красные знамена и транспаранты. Всюду улыбки на лицах и красные флажки в руках. На трибуну поднимается лидер рабочей партии. Свою эмоциональную речь он заканчивает словами: «Почитайте труд и уважайте рабочего! День Первого Мая будет праздноваться во славу тружеников на протяжении веков». Речь оратора встречена долго не стихающей овацией».
Время действия — 1 мая 1933 года, «День национального труда». Место — Германия. Оратор на трибуне — Адольф Гитлер.
На следующий день профсоюзы в Германии были запрещены, их руководители арестованы, имущество и фонды конфискованы. Однако первомайские демонстрации в Третьем рейхе продолжались еще не один год, прекрасно обходясь и без профсоюзов.
Маевки и пролетарский календарь
Вроде бы исконно революционное понятие «маевка» на самом деле попало в лексикон экстремистских политиков из обыденности. Первое мая издавна известно как школьный праздник (сродни весенним каникулам) в Литве и Польше, называемый «маевкой». В Украине со времен Речи Посполитой на первые числа мая приходились традиционные весенние гуляния молодежи, посвященные началу летней поры. В Киеве, например, с эпохи средневековья студенты в первый день мая выезжали, как мы бы теперь выразились, на пикник на гору Глыбочицу.
Кроме того, Первомай — дополнительное подтверждение общеизвестного факта, озвученного Маяуковским: «у советских — собственная гордость». Причем не только гордость, но и календарь. В начале 30-х годов пролетарские вожди решили перекроить всемирный календарь, взяв за точку отсчета Октябрьский переворот (в советском календаре — Великую Октябрьскую Социалистическую революцию). Подход был прост, как гвоздь: все недели, без исключения, имели по 6 дней, а каждый месяц — строго 30 дней. Годовой остаток в 5 (6) дней представлял собой своеобразные «каникулы». Два дня из этих каникул — первомайские праздники, «Дни труда». С тех самых пор День международной солидарности трудящихся «не умещался» в один день, а занимал два или даже три, на удивление всему цивилизованному миру.
Донат САРАНА, социолог, историк
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
View Comments
то ли дело теперь:
диктатура на снайперах и убийствах
безнаказанное воровство миллиардами
гей парады вместо праздничных
праздники убийцам и извращенцам - остальным обворовывание и нищета - гододомор 21 века
а что плохого в этом празднике? трудящиеся что не заслуживают праздника? день шахтера, день милиционера, а трудящиеся что по вашему не люди? если бы вот гей парад то это хорошо, а доярки трактористы плотники и строители водители троллейбусов ,им как быть? замечательный майский праздник весны труда и мира..а автора статьи родила волчица и на темечке у него 666.