Риски и нарушения
Месяц назад на сайте Министерства соцполитики был обнародован проект постановления Кабмина Украины о критериях, по которым будет оцениваться «степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере посредничества в трудоустройстве за рубежом». Судя по всему, как и ряд предыдущих, данный проект разрабатывался «в тишине кабинетов» ведомства далекими от морских проблем столичными чиновниками. Потому он вызвал резко негативную реакцию со стороны украинских крюинговых компаний, мнением которых никто не интересовался.
Чиновники Минсоцполитики считают, что критерием, по которым оценивается степень риска при осуществлении хозяйственной крюинговыми компаниями является фактическая численность трудоустроенных лиц, хотя гораздо логичнее было бы оценивать, исходя из соотношения численности персонала крюинговой компании к количеству трудоустроенных моряков. Непонятными и допускающими различное трактование критериями оценки, являются и такие пункты, как «наличие обоснованных жалоб» и « количество выявленных в результате проверки нарушений». Но что считать нарушением? Одно дело, если компания в отчете не поставила в нужном месте запятую, или вовремя не предоставила какие-то сведения, а совсем иное — предоставление заведомо ложных данных, мошенничество и подобные грубые нарушения.
— Последний пункт документа о «фактическом сроке осуществления деятельности» вообще не поддается логическому осмыслению, — говорит Александр Сагайдак. — В результате, к компаниям с незначительной степенью риска будут отнесены те компании, которые работают на рынке от трех до пяти лет, а старожилы крюингового рынка, работающие по 20 лет, будут отнесены к предприятиям с высокой степенью риска.
После обсуждения проекта члены Ассоциации «Всеукраинское Объединение Крюинговых Компаний» (ВОКК) пришли к выводу, что предложенные критерии оценки деятельности компаний и рисков являются абсурдными. В письме на имя руководства Минсоцполитики сообщил генеральный директор ассоциации ВОКК Вячеслав Кисловский предложил использовать только один критерий определения степени риска — «показатель обоснованных жалоб», который рассчитывается как соотношение числа обоснованных жалоб за год к количеству трудоустроенных моряков, определяемому по данным государственной отчетности.
ВОКК предлагает ввести оценку трех степеней риска по процентам обоснованных жалоб от общего количества трудоустроенных моряков:
• высокая — более 5%;
• средняя — от 3% до 5%;
• низкая — менее 3%.
Ассоциация ВОКК считает, что введение такой формулы исключит субъективность и обеспечит равенство всех субъектов хозяйствования перед законом.
— Мы говорим о том, что движемся в сторону Евросоюза, но на деле все наоборот. В странах ЕС мелкие и средние компании окружены заботой и получают массу преференций, а в Украине малый бизнес брошен на произвол судьбы, — говорит капитан Сагайдак. — Этим пользуются представители так называемого «серого крюинга». Хорошо, если взяв с человека две тысячи долларов, в фирме, работающей без лицензии, найдут ему работу на любом, даже самом захудалом иностранном судне. Но есть множество разного рода мошенников, которые, взяв деньги, попросту исчезают. А искать и наказывать их чиновники не имеют желания.
На одном из последних заседаний членов Ассоциации ВОКК неожиданно для многих всплыл факт, связанный с арестом руководителей одного из одесских крюинговых агентств, у которых правоохранители изъяли множество фальшивых печатей других компаний. Но парадокс в том, что по решению суда эти печати были возвращены нарушителям. Руководству ВОКК удалось достать список этих печатей и сейчас пострадавшие члены Ассоциации (те, кто нашел в списке свои печати) будут готовить судебные иски. Хотелось бы верить, что общественный резонанс заставит судей отменить решение и печати будут уничтожены.
Но эта история может иметь печальные последствия, если информация о том, что в Украине суд вернул поддельные печати агентствам, подозреваемым в нарушениях, дойдет до иностранных работодателей. И даже если это не будет иметь каких-то юридических последствий, то это лишний повод очернить Украину.
В начале апреля нынешнего года Александр Сагайдак побывал на Мальте, где он знакомился с организацией работы мальтийских судовладельцев и встретился с Лино Вассалло, генеральным секретарем Международной ассоциации судовладельцев Мальты.
— У мальтийских судовладельцев ограниченная информация по поводу событий, происходящих у нас в стране и многое они не могут понять. А когда я объяснил им, что у нас все спокойно, то они проявили живой интерес и выразили готовность к сотрудничеству, — рассказал Александр Сагайдак. — Довелось мне также побывать в Региональном морском центре по борьбе с загрязнениями Средиземного моря и ознакомиться с проводимой там работой. Думаю, что в этом плане нам тоже есть чему поучиться у мальтийцев.
26 февраля 2016 года вступили в силу поправки к текстам нормативных документов, которые должны упростить механизм выдачи удостоверений личности (паспортов) моряка.
Паспорт моряка будет выдаваться на десять лет и его не будут продлевать, что избавит наших моряков от проблем при пересечении границы. Кроме того, из перечня требований будут изъяты получение справки о судимости и согласование с СБУ на выдачу документа.
По аналогии с зарубежными паспортами, паспорт моряка будет иметь три категории срочности: обычную, срочную и сверхсрочную.
— Все эти изменения не раз предлагали ассоциация ВОКК и капитаны портов. Поэтому нововведения можно только приветствовать. Кстати, с 30 мая по 11 июня в Женеве состоится 105-я сессия Международной конференции труда на которой будут рассмотрены и морские вопросы. В их числе утверждение изменений к Кодексу Конвенции «О труде в морском судоходстве», принятому в 2006 году, и Конвенции МОТ «Об удостоверениях личности моряков».
Сегодня остро стоит и проблема, связанная с квалификацией моряков.
— Вся беда в том, что многие претенденты на вакансии моряков — вчерашние трактористы и водители. Обзаведясь необходимыми документами, они не обладают опытом и базовыми знаниями, — считает Александр Иванович. — При этом они рискуют не только сами, но и несут опасность судну и жизни всего экипажа. Часто бывает, что на собеседование приходит человек с полным набором документов, но при его опросе, он начинает нести какие-то небылицы. Из десяти претендентов в лучшем случае можно отобрать одного. Отсутствие морского опыта и липовые сведения о трудовой биографии сегодня переросли в серьезную проблему, которую необходимо срочно решать, поскольку работа в море по-прежнему считается опасной профессией.
Справка «ОЖ»
Мальта — островное государство в Средиземном море с населением менее полумиллиона человек имеет всего один порт Валетту, но играет в мировой морской политике немалую роль, будучи представлена в авторитетных международных структурах. Ассоциация судовладельцев Мальты тщательно следит за своей репутацией и объединяет судовладельцев, работающих под мальтийским флагом по всему миру. Интересно, что офис Ассоциации имеет общую стену с Президентским дворцом — старинным зданием, построенным еще в XІV веке во времена Великих Магистров.
В 2017 году Мальта будет председательствовать в Евросоюзе и основательно готовится к этому событию.
Александр Сагайдак, коммерческий директор компании «Ольвия меритайм»:
— Мальтийцы заинтересованы в украинских морских специалистах, но в первую очередь стремятся, чтобы все украинские моряки получили мальтийские морские сертификаты.
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More