Высокие тарифы — низкий сервис
Проблема как Одессы, так и Украины в целом состоит в том, что большинство коммунальных услуг предоставляется безальтернативными частными монополистами. В первую очередь, это отражается на тарифах — они растут как на дрожжах, ведь это единственный источник дохода предприятий. Хотя официально «Инфоксводоканал», «Одессаоблэнерго», «Одессагаз» и не устанавливают тарифы самостоятельно, но так сложилось, что в большинстве случаев цены на коммуналку — это результат кулуарных договоренностей между монополистом и правительством.
Но главный парадокс системы ЖКУ в Украине состоит в том, что, кроме навязанных тарифов, компании также диктуют множество других условий потребителю, от которых он не может оказаться из-за отсутствия альтернативного поставщика услуг. Отдельным пунктом тут можно выделить некачественный сервис. Это и перегруженные телефонные линии, и хамство сотрудников, и отсутствие полной и доступной информации о ценообразовании, — все то, чего, казалось бы, в частных компаниях быть не должно.
В европейской практике, например, есть разные формы работы предприятий-поставщиков услуг. Есть полностью частные и полностью муниципальные компании, а также предприятия смешанного типа, в которых доля государства составляет треть и более акций. Однако это всегда наиболее эффективная форма управления, которая позволяет бесперебойно предоставлять качественные услуги. Поэтому даже в случае с монополистами здесь, за исключением проблем с тарифами (они имеют свойство часто повышаться почти везде), вопросов к поставщикам услуг нет — сервис удобен, отлажен и практически незаметен. Украинцам же еще предстоит отстаивать свои права на такой качественный сервис.
Можно ли повлиять на монополиста?
Претензий и проблем, связанных с работой коммунальных монополистов, накопилось немало. Но куда жаловаться на некачественные услуги поставщика-монополиста — до сих пор непонятно. Управления защиты прав потребителей помочь не могут — у них нет таких полномочий. Предполагается, что жалобы скоро можно будет направлять в полицию и прокуратуру — но и здесь окончательной ясности тоже нет.
У одесского юриста Гранта Ростомова скопилась уже целая «коллекция» жалоб на местных поставщиков коммунальных услуг.
— Больше половины обращений сегодня касается работы «Инфоксводоканала», — говорит юрист. — Уверен, что в «Одессагаз» такой же бардак. Локально повлиять на их работу, например, в масштабах одного абонотдела или конкретного сотрудника, конечно, можно. Нужно написать коллективное обращение в центральный офис компании. Но эффект от такого действия, к сожалению, будет краткосрочным.
Один из одесских правозащитников рассказал нам, что однажды ему даже пришлось привлечь «крепких мужчин» из патриотического объединения, чтобы специалисты «Одессагаза» в установленные сроки исправили свою ошибку. Он отметил, что в общении с такими структурами действуют только методы 90-х годов.
Последней инстанцией, куда «Одесской жизни» посоветовали обратиться с вопросом о работе «Одессагаза», стала Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Но и со специалистами комиссии нам поговорить не удалось, поскольку «до середины мая они осуществляют проверки предприятий». Возможно, в их списке будет и одесский газовый монополист.
Придется ли доплачивать за газ?
За последний год нормы потребления газа для квартир без счетчиков неоднократно менялись. Нормы, которые в мае 2015 года правительство уменьшило в два раза, в январе 2016 года суд признал незаконными и утратившими силу. С этого времени облгазы начали делать перерасчеты по старым нормам и выставлять потребителям счета за долги. По словам коммунальщиков, сумму задолженности можно выплатить сразу или частями, но, в любом случае, долг нужно погасить до 1 декабря 2016 года. Иначе — отключат газ.
В марте 2016 года Кабинет Министров установил новые нормы потребления газа для домохозяйств без счетчиков. Однако остается непонятным, какие нормы потребления будут считать в период с 29 января по 23 марта 2016 года (с даты отмены недействительных сниженных норм до принятия нового документа). Также неясно, за какой период все-таки придется доплачивать — за 9 месяцев (с 6 мая 2015 г. по 28 января 2016 г.) или за 11 месяцев (с 6 мая 2015 г. по 23 марта 2016 г.).
Алексей Асауленко, правозащитник:
— В случае нарушения прав потребителя со стороны компании-поставщика услуг первое, что нужно сделать, — написать обращение на имя начальника, где будет изложена суть претензии. При этом на руках у человека должна остаться копия этого обращения с пометкой секретаря о приеме документа. Любая частная компания, согласно закону об обращении граждан обязана разобраться в инциденте и дать ответ в тридцатидневный срок. Но кардинально повлиять на работу таких монополистов, как «Одессагаз», невозможно. Если в случае с коммунальными предприятиями есть некая вертикаль (вышестоящие инстанции), то у частных компаний лишь ощущение полной безнаказанности. Сегодня никто не может применить к ним никаких санкций. Однако если будут письменные обращения, будут такие же письменные ответы от компании, то с ними уже можно будет работать — идти в суд, поднимать вопросы в прессе и на телевидении. Но пока претензии остаются на уровне разговоров и звонков, система не поменяется.
Почему возникают проблемы с телефонами и сайтом «Одессагаз»?
Александр Кушнир, начальник ООО «Одессагаз-поставка»:
— К сожалению, у нас есть технические проблемы, связанные с работой телефона, по которому можно передать показания при помощи тонального набора. Этот вопрос мы сейчас решаем, а также работаем над тем, чтобы создать профессиональный контакт-центр. Планируется, что он будет обеспечивать стопроцентный дозвон, а также запись звонков и возможность оставлять показания на автоответчик. Мы знаем о проблеме сайта и работаем над улучшением программного обеспечения и техническими вопросами, связанными с обновлением баз данных. Именно поэтому какое-то время у потребителей возникали трудности с пользованием сайтом. Уже в ближайшее время на ресурсе будут устранены все неполадки и недочеты. Им станет удобнее и легче пользоваться.
Сейчас можно передать показания счетчика и оплатить услуги и в любом банковском отделении (у «Одессагаз» налажена связь с крупными банками, в частности — с «Ощадбанком») или с помощью платежного терминала.
Одессит Сергей говорит, что вынужден платить за газ «дедовским способом», отстаивая
— При мне одна бабушка пыталась двадцать минут выяснить у кассира «Привата» почему она не может дозвониться на телефон «Одессагаза». И смех, и грех. Но можно понять пожилых людей, которым приходится идти в банковское учреждение, чтобы оплатить счет за услуги коммунальщиков. Я бы и сам не против сделать это через интеренет, да и пенсионерам в этом случае могут помочь внуки. Но из-за корявого сервиса «Одессагаза» приходится платить за все в банке, а это – потеря времени.
По требованию МВФ правительство планирует поднять тарифы для населения до экономически обоснованных. Это означает, что уже с 1 мая газ для обогрева жилья может подорожать до 7,2 грн./куб.м, а стоимость отопления и горячей воды возрастет на 60%.
Нормы потребления газа
Нормы потребления газа (куб.м/мес) | Старые нормы | Нормы с 6 мая 2015 г. по 28 января 2016 г., признанные недействительными | Новые нормы с 24 марта 2016 г. |
при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения | 6 | 3 | 4,4 |
при наличии газовой плиты и при отсутствии централизованного горячего водоснабжения | 9 | 4,5 | 7,1 |
при наличии газовой плиты и водонагревателя | 18 | 9 | 14 |
С 1 апреля планировалось введение абонплаты за транспортировку газа, однако новшества до сих пор не вступили в силу. Когда именно они будут введены и каков будет механизм начислений и их размер — пока неизвестно.
Уважаемые читатели! Если у вас есть претензии к работе городских коммунальных служб, обращайтесь в нашу редакцию с подробным рассказом о своей проблеме и мы попробуем в ней разобраться.
«Дежурный по городу» принимает ваши звонки по номеру: 785-10-71 каждую среду с 10.00 до 13.00. Вы также можете написать нам письмо по адресу: Одесса, улица Маршала Говорова, 2, оф. № 314.
Ранее "Одесская жизнь" сообщала о том, как будут дальше повышаться коммунальные тарифы.
Обратить внимание на три новые грани Голодомора, память жертв которого мы вспоминаем сегодня, 23 ноября… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесском регионе, как и по… Read More
В ноябре из-за российских атак в Одессе пострадало 192 жилых дома, в том числе многоквартирные… Read More
Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More
Что празднуют в Украине и мире 23 ноября. Исторические события, памятные даты, рождение известных людей… Read More
Церковный праздник сегодня, 23 ноября. Рассказываем, память каких святых чтят православные верующие в этот день,… Read More
View Comments
воров-монополистов ликвидировать и передать их услуги в коммунальную собственность ,как было до "перестройки".
да да так они кормушку и бросят.
немає логіки думаю ставити лічильники індивідуальні.ці норми покривають витрати.То навіщо платити більше питалось в рекламі недорого порошку?це ми ставили за свої гроші в хатах і квартирах бо в нас індивідуальне(до 10поверху можна) а котел палить в 20раз більше плити. та і платити по лічильнику було на 30% дешевше ніж по кв метрам,маючи інд котел.якщо Нафтогаз хоче мати облік точний до 1куба то достатньо 1лічильника на багатоповерхівку.а 4млн лічильників по 3000грн з устан і проектом=12млрд грн.це утопія як сказав би Ленін.що для бюдж шо для Нафтогазу.чи уряд хоче вбити цю суму в вартість газу? так так нечесно, 9млн інд лічильників то люди вже пост за свої гроші.будемо др раз платити за них? Черкаси