Что нужно крюингу? Смогут ли крюинговые компании решать проблемы сообща

Из 8 миллионов украинцев, отправившихся на заработки за рубеж, около 80 тысяч составляют моряки, работающие на судах иностранных судовладельцев. И хотя это лишь один процент от общей численности мигрантов, в денежном эквиваленте суммы, зарабатываемые «подфлажниками» и составляющие ежегодно миллиарды долларов, несопоставимы с доходами других категорий украинских гастарбайтеров «новой волны».

Чего удалось достичь?

К сожалению, далеко не у всех столичных чиновников, ответственных за разработку важных законодательных актов, регламентирующих работу крюинговых агентств, есть желание вникать в специфические особенности морской профессии, хотя именно дифференцированный подход в процессе законотворчества и позволил бы принять необходимые для крюинга документы и избавить его от многих проблем. Об этом с досадой и сожалением говорили участники ежегодного итогового собрания членов Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» (ВОКК), прошедшего в конференц-зале Одесской национальной морской академии.

Об этом, как, собственно и о пробелах в работе, говорил в своем выступлении генеральный директор ВОКК, капитан дальнего плавания Вячеслав Кисловский.

Прежде всего Ассоциации удалось заявить о себе в центральных органах государственной власти. Она, в частности, входит в Общественные советы при Мининфраструктуры, Минсоцполитики Украины, Государственной регуляторной службе Украины, является ассоциированным членом Украинского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Украины.

За два неполных года удалось решить ряд проблем. В первую очередь это касается устранения дефицита бланков документов, необходимых для работы моряков — дипломов, удостоверений личности (паспортов), врачебно-консультационной комиссии (ВКК).

Руководство ВОКК также добилось того, что с 1 января 2016 года будет открыт Реестр моряков Украины — теперь все реестры капитанов портов, центров по дипломированию моряков и других структур будут доступны крюинговым компаниям. Получение соответствующего допуска позволит им намного расширить свои возможности при проверке данных каждого моряка, претендующего на вакансию.

По словам Вячеслава Кисловского, появилась надежда, что в Украине будет возрождена Морская администрация. Такое решение было буквально вымучено на последнем заседании Общественного совета Мининфраструктуры и скорее всего у морских специалистов появится центральный орган власти, который будет заниматься вопросами морского транспорта.

Как добиться консенсуса?

Создание Морской администрации, возможно, ускорит решение накопившихся вопросов, о которых говорили участники встречи.

— К сожалению, нам так и не удалось добиться главного — консолидации украинского крюинга, — отметил Вячеслав Кисловский, — что особенно ярко проявилось в диаметрально противоположных позициях по вопросу лицензирования крюинга.

 Год назад, когда вопрос об отказе от лицензирования на 99% был уже решен и оставались лишь юридические формальности, достичь цели так и не удалось из-за отсутствия консенсуса среди членов ВОКК — шесть крупных крюинговых компаний выступили за сохранение существующего положения и, в итоге, лицензирование посреднической деятельности по трудоустройству моряков оставили в законодательной базе.

Дело тут не только в лицензии, как документе, висящем на стене в каждой компании. С ним напрямую связаны и другие нормативные акты, регулирующие работу морских агентств, включая лицензионные условия, в которые стали вноситься корректировки, по сути убивающие бизнес.

Как известно, после ряда коррупционных скандалов, в центре которых оказалось руководство Государственной службы занятости, правительство приняло решение о ее реформировании, предложив создать Национальное агентство занятости.

— На мой взгляд, попросту поменяется вывеска, но ничего не изменится, — считает руководитель ВОКК. — Предполагается, что Нацагентство от имени государства будет заключать соглашения со странами, желающими принять на работу украинских специалистов и контролировать заключаемые контракты. Таким образом, помимо Минсоцполитики у нас может появиться еще один контролирующий орган.

Какие задания на 2016-ый

Решение насущных проблем во многом зависит и от развития менеджмента. Ведь многие вопросы буксуют из-за отсутствия у ассоциации финансирования.

Необходимо создавать систему саморегулирования крюинга и больше рассчитывать на собственные силы, что даст возможность более эффективно бороться с тем же «черным» крюингом. А для создания такой системы надо внести корректировки в законодательную базу, реализовать все переданные столичным чиновникам предложения, а главное — добиваться создания Морской администрации Украины.

— Как раз единственные, кого закон о лицензировании не затронет, это «черный» крюинг, — от метил председатель собрания, коммерческий директор компании «Ольвия меритайм» Александр Сагайдак, — Нелегалы рынка чувствуют себя отлично, в отличие от нас у них нет никаких проблем. И это продолжится, если государство не предпримет действенных мер. В вопросе лицензирования нам необходимо продолжить политику, направленную на его отмену — по крайней мере в посредничестве по трудоустройству моряков.

Но если разобраться, у представителей малого и среднего бизнеса не так уж много разногласий с ведущими компаниями,— говорит Сагайдак. — И вопрос сохранения лицензии, хоть и принципиальный, но в остальных вопросах наши интересы совпадают. Нам надо продолжать диалог и искать компромиссные решения.

К счастью, появились предпосылки для открытого беспрепятственного контакта с членами парламента Украины. Недавно высший законодательный орган страны принял решение разрешить доступ общественной организации на заседания Верховной Рады. Как известно, ранее для того, чтобы попасть на рабочие заседания профильных комитетов Рады необходимо было иметь специальное приглашение — теперь это право получили представители общественных организаций и члены ВОКК получат возможность напрямую донести до членов парламента свою точку зрения по важным для них вопросам.

О монополиях и штрафах

Важно довести до сведения руководства страны, что все попытки диктовать условия в любой цивилизованной стране считаются монополизацией рынка, что является нарушением и наказуемо.

 А вот в вопросе штрафных санкций, налагаемых на компанию контролирующей организацией за нарушение лицензионных условий, возникает анекдотическая ситуация. Судите сами, санкции за неправильную подачу отчетности составят 10 минимальных окладов, а за работу без лицензии — всего 5 минимальных окладов. Где логика?

— Наивно полагать, что новые лицензионные условия будут более либеральными, чем прежние, — говорит Александр Сагайдак. — Сам я когда-то тоже так считал, но сейчас уже ясно, что они, наоборот, будут очень жесткими. Поэтому и необходимо добиваться их отмены.

Как готовят кадры?

Как отметил Александр Сагайдак, одним из приоритетных направлений ВОКК является сотрудничестве в рамках треугольника «образование — подготовка — трудоустройство». Он считает, что крюинговые компании должны более тесно сотрудничать с морскими учебными заведениями страны.

— Мы всегда открыты для такого сотрудничества, поскольку прекрасно понимаем , что если не будем выпускать квалифицированных специалистов, то некому будет работать на судах под иностранным флагом, — говорит ректор Одесской национальной морской академии Михаил Миюсов. — Главная наша проблема — практическая подготовка курсантов академии. Большинство компаний нам помогает в организации практики, но хотелось бы, чтобы помощь эта была более существенной.

Не секрет, что при выпуске практически 100% курсантов имеют 12 месяцев плавательного ценза и получают рабочие дипломы, но обычно у курсантов 1-2 курсов возникают серьезные проблемы с практикой, так как чаще всего крюинговые компании предпочитают брать на практику третьекурсников.

 Ректор вуза сообщил, что несмотря на сложные экономические условия, академия продолжает развиваться, ежегодно приобретая новое оборудование. В частности, закупается новый тренажер, завершена разработка проекта реального судового машинного отделения, создан Центр тестирования по английскому языку.

— Для академии очень важно иметь в партнерах такую общественную организацию, которая могла бы представлять ее интересы на государственном уровне, — подчеркнул Михаил Миюсов. — И Ассоциация ВОКК, на мой взгляд, как раз в состоянии это делать.

 

Справка ОЖ. Ассоциация «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» (ВОКК) была создана в мае 2014 года с целью поддержки и защиты интересов компаний, работающих на рынке трудоустройства моряков за рубежом, и сегодня в ее рядах насчитывается 45 членов , из которых 28 действительных и 17 ассоциированных.

Таквор Оганесян.

Share

Recent Posts

  • Новости

В Одессе сильный ветер повалил деревья и рекламные щиты (фото)

Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Реабилитация за свой счет: почему ветераны остаются один на один со своими проблемами

Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More

2024-11-22
  • Статьи

В Одесском педуниверситете большие конкурсы: что еще изменилось в вузе во время войны

Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе закроют на ремонт спуск Виталия Блажко (Маринеско): многие автобусы и трамваи изменят маршруты

На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Афиша Одессы 22-24 ноября: бесплатные спектакли, экскурсии, выставки

Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More

2024-11-22
  • Новости

Сотрудники «Инфоксводоканала» откликнулись на призыв сдать кровь для раненых

К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More

2024-11-22