Писатель Юрий Олеша как-то сказал: «…Знаменитая одесская лестница после картины «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна вошла в память человечества, как Миланский собор и Эйфелева башня». Но классической работы мирового кинематографа могло и не быть. По сценарию, восстанию на «Потемкине» отводилось всего 42 кадра из 762. Это примерно три-четыре минуты. Но в дело вмешалась погода…
Без Бени Крика тут не обошлось
Кинолента «Броненосец «Потемкин» изначально называлась «1905 год». Это фильм о событиях первой русской революции 1905 года, который Сергей Эйзенштейн должен был снять по заданию правительственной комиссии. Показ — в декабре 1925 года на торжественном заседании в Большом театре к двадцатой годовщине революции. Съемки начались в июне того же года, в Москве. Потом киношники переехали в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург). Но тут испортилась погода — и работы пришлось прекратить. С другой стороны, поджимали сроки, а время шло. Тогда директор Первой Московской кинофабрики Михаил Капчинский сказал:
— Это не дело. Поезжайте-ка в мою родную Одессу — там солнце вам еще послужит, я за него ручаюсь.
Через три дня Эйзенштейн со своей съемочной группой уже были в Одессе. Кстати, направляясь в Одессу, он вынашивал прежде всего план будущей постановки картины «Беня Крик» по сценарию его друга Исаака Бабеля. Режиссер хотел сделать кино о реальном человеке в настоящей одесской обстановке. А заодно «подснять эпизодик» к фильму «1905 год». Но от прежнего сценария пришлось оставить только эпизод о мятеже на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в 1905 году в Одессе и расширить его.
Одним словом, будущий шедевр возник благодаря бабелевским настроениям режиссера и устойчивой непогоде в Питере. Позже о своей параллельной работе над сценариями «Броненосца «Потемкин» и «Карьера Бени Крика» Сергей Эйзенштейн писал как о сеансе одновременной игры.
Выдуманная история о реальности
В свою очередь, погода в Южной Пальмире была намного благосклоннее к новаторам кинематографа.
Эйзенштейн ходил по лестнице, присматриваясь к прохожим, мысленно перенося их в события 1905 года.
— «Броненосец «Потемкин» был снят и смонтирован в течение четырех месяцев, — рассказал директор Музея кино Одесского отделения Союза кинематографистов Украины режиссер Вадим Костроменко. — На экране — строго свои и чужие. Друзья и враги. Идеальный бунт, графически расчерченный и эмоционально просчитанный. Такой, каким он должен быть. Зрители были уверены, что в реальности все происходило именно так.
Хотя реальная судьба броненосца «Потемкин» совсем другая. После ухода с одесского рейда ему нигде не удалось получить провизию, уголь и воду.
— В картине целый ряд интересных монтажных находок. К примеру, «оживший» каменный лев в финале четвертой части (от взрыва снаряда «вскакивает» и «рычит» скульптура). Достигнуто это монтажом коротких кусков трех разных каменных львов (спящего, поднявшего морду, ощерившегося и привставшего на передние лапы) из алупкинского дворца в Крыму, — поясняет Вадим Васильевич.
Сцены снимались с трех и более ракурсов, наполнены динамикой и эмоциями. По своей сути это документальный фильм, но он действует на зрителя как драма.
Броненосец Потемкин в Голливуде в 1926 году признан фильмом года, и получил Гран-при на фестивале кино в Париже. До сих пор критики единодушно называют «Броненосец Потемкин» лучшим фильмом всех времен и народов. Он завоевал публику — к удивлению прокатчиков, которые были уверены, что фильм без звезд и любовной истории обречен.
Любопытные факты:
- Идея снять знаменитую Одесскую лестницу пришла к Эзейнштейну, когда он сидел на этой самой лестнице, ел вишни, а косточки скакали по ступенькам. А однажды он встретил молодую женщину, которая катила по ступеням коляску с ребенком. И режиссер от начала и до конца придумал историю: топот сапог по ступеням, ранение матери, катящаяся коляска с ребенком, трагедия безногого человека, паника, «месиво».
- Чтобы запечатлеть кадры ребенка в коляске, летевшей по лестнице, камеру бросали вниз. Объектив работал сам, без оператора. Внизу аппарат ловили, подставив руки. А чтобы снять ноги, топтавшие тело ребенка, бегущий опирался всей тяжестью своего тела на брус, которого не было видно в кадре. Человек осторожно перебирал ногами, едва касаясь подошвами ребенка. Снимали только ноги, а в кадре был затоптанный в панике мальчишка.
- Ребенок, которого на Потемкинской лестнице застрелили каратели, а затем по его телу бежала обезумевшая толпа — Аба Глауберман (1917-1974). Он стал впоследствии доктором физико-математических наук, профессором, директором Научно-исследовательского института физики Одесского государственного университета им. И. Мечникова.
Из газетных объявлений того времени
«Для съемок требуются натурщики по следующим признакам:
- Женщина лет 27-ми, еврейка, брюнетка, высокого роста, слегка худая, большого темперамента.
- Мужчина 30-40 лет, высокий, широкоплечий, большой физической силы, с добродушным широким русским лицом, «дядя».
- Мужчина, рост и лета безразличны, тип упитанного обывателя, наглое выражение лица, белобрысый, желателен дефект в построении глаз.
Являться в контору экспедиции: Одесса, ул. Карла Маркса, 1, ежедневно от 5-6 часов вечера. Последний день явки — 21 сентября».
Газета «Одесские известия», 13 сентября 1925 года.
Алена Швец
View Comments
И кто сейчас смотрит этот броненосец и подобную муть?