Как доехать?
К проходной главного корпуса завода «Прессмаш» вас привезет троллейбус №12. Заводская стена, высотой в два человеческих роста, выкрашенная в зеленый цвет, тянется квартала два-три. За ней возвышается высокое здание бывшего литейного цеха, внутри которого когда-то ездил подъемный кран. Вид у цеха, без преувеличения, разгромленный. Говорят, он больше других цехов пострадал от рук тех, кто демонтировал и вывозил оборудование.
Немного из прошлого.
— В ремонтный цех поступали радиально-сверлильные, карусельные, токарные, фрезерные и другие станки, — рассказывает бывший слесарь по ремонту промышленного оборудования Анатолий. – Карусельные станки были размером с большую комнату. Сборочных цехов было несколько. В них собирали прессы, высотой более пяти метров. После сборки и испытаний их снова разбирали для транспортировки по железной дороге. Это было колоссальное производство.
— На первом этаже главного конструкторского бюро был музей, а рядом с ним – большая карта мира, — рассказывает охранник Василий, проработавший в КБ инженером не один год. — На ней флажками были отмечены 41 страна и 15 Союзных республик, в которые поставлялась продукция производственного объединения.
После 1991 года «Прессмаш» утратил рынки сбыта, его продукция оказалась невостребованной, а сотрудникам перестали платить деньги. Цеха демонтировали, оборудование продали или сдали в металлом.
Сегодня на табличке главного корпуса можно прочесть: «Открытое акционерное общество «Прессмаш». Министерство промышленной политики», но это пока…
Ленин – не из бронзы…
Раньше, говорят, его красили под бронзу, теперь не до того. За памятником и густым кустарником просматривается унылое обветшалое здание бывшего кислородного цеха. Кислород и углекислый газ завозили туда в баллонах, а затем с помощью компрессоров «перегоняли» в те цеха, где газ использовался для работы оборудования. Рабочие ласково называли цех кислородкой. Такие слова, как «литейка», «токарка», «инструменталка», «кислородка» и другие до сих пор в лексиконе ветеранов завода.
«Зайдите к нам в общежитие…»
Через дорогу от главного корпуса – жилой «городок». 1 июля 2013 года три бывших заводских общежития (два трехэтажных и одно четырехэтажное) решением сессии Одесского горсовета переданы в городскую коммунальную собственность. 1 августа этого года их принял на баланс ЖСК «Хмельницкий».
— Ждем разрешения на приватизацию своих комнат, — сказала женщина, проработавшая много лет в инструментальном цеху. – Отопления нет, а за жилье платим дорого – более двух гривен за квадратный метр. Заходите к нам в общежитие, увидите, как мы живем…
Что будет с заводом?
Директор, возглавлявший производственное объединение около 14 лет, работает на другом предприятии. Нынешний директор, как мне сказали, болеет. По слухам, на заводе числится менее ста человек, которым давно обещают выплатить зарплату.
— Завод объявлен банкротом, и находится в стадии ликвидации, — сказала по телефону бывшая секретарь директора. – Ликвидационная комиссия начала работать в прошлом году. Директор – уже не директор, и я уже не секретарь. На заводе есть арбитражный управляющий.
Мост заменят светофором…
Через проезжую часть улицы Столбовой переброшены два воздушных моста. Один – пешеходный, а по второму тянулась теплотрасса от заводской котельной к общежитиям и к конструкторскому бюро. С закрытием завода, теплотрассу демонтировали, и понемногу разбирают ее мост. Пешеходный пока функционирует, но поговаривают, что со временем, его могут заменить светофором.
Церковный праздник сегодня, 23 ноября. Рассказываем, память каких святых чтят православные верующие в этот день,… Read More
В субботу, 23 ноября, продолжится геомагнитное затишье. Существенных магнитных бурь не ожидается. Read More
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
View Comments
Спасибо вам за статью! Жаль, что мало фотографий.